Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 48 Принято: на педагогическом совете протокол № 1 от 27.08.2021г. Утверждаю: Заведующий МАДОУ № 48 ____________ И.А.Логинова Приказ № 155-од от 27.08.2021г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Английский для малышей «Little by little» Направленность: социально-гуманитарная Возраст учащихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 года Автор-составитель: Предеина Оксана Александровна Екатеринбург, 2021 г. I. Целевой раздел 1.1.Пояснительная записка. Рабочая программа построена с учетом общих требований, изложенных в правовых нормативных актах, которые регулируют образовательную и воспитательную деятельность в России и разработана с учётом следующих нормативно-правовых документов: ‒ Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ‒ Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 115. ‒ санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (постановление от 28 сентября 2020 года № 28). Рабочая программа по английскому языку разработана на основе Программы обучения дошкольников иностранному языку «Little by little», Е.Ю.Протасова, Н.М.Родина, Издательство «Карапуз-дидактика», Москва, 2009 г. В современном мире все больше возрастает роль английского языка как средства межкультурного общения. Процессы глобализации в мировой экономики, революция в развитии средств коммуникации, создание глобальных информационных интерактивных систем – все это выявляет необходимость поднять уровень владения английским языком, так как он считается языком мира. Повышенный интерес к изучению иностранных языков, современные требования, предъявляемые нашими потенциальными заказчиками родителями - к образовательному процессу в дошкольном учреждении обуславливают необходимость создания специальной программы и обучения детей английскому языку в дошкольном возрасте. Общепризнанным фактом является и то, что раннее изучение ребенком иностранного языка положительно влияет на развитие таких качеств личности как память, внимание, логическое мышление и творческую активность, помогает быстрее овладеть родным языком. Изучение иностранного языка не только приобщает детей к культуре народа другой страны, но помогает глубже понять свою собственную, увеличивает культурный актив страны. Сейчас совершенно ясно, что знание даже одного иностранного языка поможет ребенку в будущем эффективно 2 реализовать себя в профессиональной деятельности, будет способствовать гармоничному, всестороннему развитию его личности, служить показателем его культурного уровня, средством самоутверждения. Обучение по программе ведется в игровой форме, с музыкой, движениями, красочными картинками. Обучение по программе по форме похоже на увлекательную сказку. Язык постигается посредством игр, считалок, песен. Детям это доставляет удовольствие, и в то же время они включаются в учебный процесс. Содержание упражнений и типы заданий составлены с учетом интересов ребенка, его возрастных особенностей (физических и психологических). Материал программы позволяет научить детей понимать иноязычную речь на слух и говорить, а также приобщить детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка. Различные игры и другие упражнения, направленные на закрепление пройденного лексического и грамматического материала в игровой форме, позволяют в полной мере реализовать личностноориентированный подход к изучению английского языка, заложенный в программе и максимально раскрыть творческий потенциал ребенка. 1.2. Цели и задачи реализации образовательной программы по английскому языку Цель: ‒ Практическая - овладение определенным объемом языкового материала, формирование соответствующей языковой компетенции, ознакомление с культурой народа, страны или стран изучаемого языка; ‒ Общевоспитательная – воспитание у ребенка интереса и уважения к культуре, традициям, обычаям и нравам людей, говорящих на другом языке, разумного и обоснованного поведения в ситуации взаимодействия языков и культур, общее развитие навыков социальной коммуникации; ‒ Общеразвивающая – насыщение коммуникативной среды, расширение кругозора. Задачи программы: - привитие элементарных навыков устной речи на иностранном языке (понимания и говорения) - приобретение лингвистических знаний ( в области фонетики, лексики) - приобщение к детской культуре стран изучаемого языка. - овладение первичной коммуникацией на втором языке. - подготовка к дальнейшему более осознанному изучению иностранного языка. 3 Обучение дошкольников иностранному языку должно быть коммуникативно направленным. Дети должны использовать лексикограмматический материал в естественных ситуациях общения. Этой цели служат: все структуры для понимания и говорения, а также рифмовки, песенки, предназначенные для более продуктивного усвоения материала. 1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики Данная программа предназначена для детей 5-7 лет. Она рассчитана на 2 года обучения для детей старших и подготовительных групп. Занятия приводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятия 25-30 мин. Структура занятия включает в себя: приветствие, фонетическую зарядку (5-7 минут), активизацию лексики, грамматических конструкций и речевых образцов (8-10 минут), первичное закрепление нового лексикограмматического материала (5-7 минут), итог (рефлексия, с элементами оценки). 1.4. Планируемые результаты освоения Программы Ожидаемые (прогнозируемые) результаты. Достижения ребенка в процессе усвоения иностранного языка связаны с методикой обучения, с количеством времени, затраченного на преподавание, со стилем педагога и индивидуальными качествами ребенка. Уровни владения языком следует рассматривать как уровни развития языковой способности на втором языке. На минимальном уровне ребенок понимает иноязычную речь в знакомых ситуациях, на среднем - способен ориентироваться в новой ситуации на основе знакомой, на максимальном - понимает речь нового человека в неподготовленной заранее ситуации (в пределах изученного). Говорение. На минимальном уровне ребенок может повторить предложение за взрослым, на среднем описать ситуацию на максимальном – описать новую ситуацию (в пределах изученного). Артикуляция. Ребенок способен овладеть артикуляционной базой изучаемого языка в полном объеме. Фонетика, просодия, интонация могут стать основными достижениями ребенка при овладении иностранным языком. Лексика. От 100 слов на минимальном уровне до 350 слов в год на максимальном уровне (в зависимости от количества занятий в неделю). 4 Грамматика. Допустимо требовать усвоения грамматических явлений, объясненных педагогом (входящих в коммуникативный минимум). Но гораздо важнее научить выбирать нужную форму в спонтанной речи. Конструкция. Важнейшие для обслуживания жизни конструкции усвоены в повседневных ситуациях, кроме того, из литературных произведений и песенок ребенок также знает употребительные способы организации высказываний. Критерии и формы оценки качества знаний. С целью контроля применяются такие формы, как разнообразные игры, фронтальные и индивидуальные вопросы, уроки повторения. В ходе этого контроля выясняется, насколько хорошо учащиеся знают и умеют использовать слова и структуры, распознавать их на слух. 5 II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Формы, способы, методы и средства реализации программы Формы, способы, методы и средства реализации Программы подбираются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов в разных видах детской деятельности. При реализации Программы педагог: • продумывает содержание и организацию совместного образа жизни детей, условия эмоционального благополучия и развития каждого ребенка; • определяет единые для всех детей правила сосуществования детского общества, включающие равенство прав, взаимную доброжелательность и внимание друг к другу, готовность прийти на помощь, поддержать; • соблюдает гуманистические принципы педагогического сопровождения развития детей, в числе которых забота, теплое отношение, интерес к каждому ребенку, поддержка и установка на успех, развитие детской самостоятельности, инициативы; • осуществляет развивающее взаимодействие с детьми, основанное на современных педагогических позициях: «Давай сделаем это вместе»; «Посмотри, как я это делаю»; «Научи меня, помоги мне сделать это»; • сочетает совместную с ребенком деятельность и самостоятельную деятельность детей; • ежедневно планирует образовательные ситуации, обогащающие практический и познавательный опыт детей, эмоции и представления о мире; • создает развивающую предметно-пространственную среду; • наблюдает, как развиваются самостоятельность каждого ребенка и взаимоотношения детей; • сотрудничает с родителями, совместно с ними решая задачи воспитания и развития малышей. Виды детской деятельности, связанные с реализацией Программы. Основной метод программы – деятельностный - игровая ситуация. В игре ребенок незаметно для себя, бессознательно, будет усваивать новые слова и выражения по таким темам как: приветствия, знакомство, животные, цвета, семья, части тела, счет еда, времена года. Также преобладают такие виды деятельности как: пение, движение под музыку, рисование. 6 Виды деятельности Формы работы ИГРА и другие виды деятельности Беседы о чувствах и настроении музыки, средствах Речевая деятельность музыкальной выразительности; Обсуждение содержания песен; Заучивание текстов песен; Работа над четкой дикцией и формированием хорошей артикуляции. Познавательно – Наблюдения исследовательская Решение проблемных ситуаций деятельность Моделирование Реализация проектов (кружковая работа) Игры с правилами Мастерская по изготовлению продуктов детского Продуктивная творчества деятельность (элементы костюмов, атрибуты к праздникам) Реализация проектов (выступление детей, посещающих кружок на открытых мероприятиях, праздниках, конкурсах) Трудовая деятельность Совместные действия Дежурство Поручение Задание Слушание (восприятие и понимание смысла Музыкальномузыкальных произведений) художественная Исполнение (пение и игра на муз. инструментах) деятельность Импровизация (песенно-танцевальное творчество) Подвижные игры (с муз. сопровождением) Музыкально – дидактическая игра Музыкально – ритмические движения Коммуникативная Общение со сверстниками и с взрослыми деятельность 7 Способы и направления поддержки детской инициативы Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть на музыкальных инструментах, рисовать картинки к музыкальным произведениям и песням, конструировать атрибуты к играм, сочинять танцы и песенки и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду. Самостоятельная деятельность детей протекает преимущественно в утренний отрезок времени и во второй половине дня. Все виды деятельности ребенка в детском саду осуществляются в форме самостоятельной инициативной деятельности: • самостоятельные сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры; • музыкально-дидактические игры; • музыкальные игры и импровизации; В развитии детской инициативы и самостоятельности музыкальный руководитель должен соблюдать ряд общих требований: • развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений; • создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте; • постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно; постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов; поощрять детскую инициативу; • тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца; • ориентировать дошкольников на получение хорошего результата: необходимо своевременно обратить особое внимание на детей, постоянно проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не завершать работу; • «дозировать» помощь детям: если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае. 8 • поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества. Культурные практики и формы деятельности, связанные с реализацией Программы Культурные практики обеспечивают: • активную образовательную деятельность; • продуктивную образовательную деятельность; • реализацию универсальных культурных умений ребенка. Культурные умения ребенка включают готовность и способность ребенка действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм и выражают: • содержание, качество и направленность его действий и поступков; • индивидуальные особенности (оригинальность и уникальность) его действий; • принятие и освоение культурных норм сообщества, к которому принадлежит ребенок; • принятие общезначимых (общечеловеческих) культурных образцов деятельности и поведения. Языковое содержание обучения. Языковое содержание обучения определяется частотностью, семантической и грамматической ценностью материала, его простотой и доступностью для детей. Программа предусматривает овладение детьми правильным произношением всех звуков, основными фонологическими противопоставлениями изучаемого языка, интонацией, навыками произвольного произнесения звуков в потоке речи. В области овладения основами коммуникативной компетенции тесно взаимодействует родной и иностранный язык дошкольника. Здесь выделяются общие умения ориентироваться в коммуникативной ситуации, догадываться о содержании и носит свой вклад в еѐ развѐртывание( что то сделать, положить игрушку, выбрать и т.п.) От дошкольника, в силу специфики его возраста, нельзя требовать умения полноценно общаться, понимать, и говорить на иностранном языке, но нужно добиваться стремления вести себя адекватно, желания понимать, уверенности в возможности высказать сою мысль. 9 Обязательные элементы занятий в дошкольном возрасте. - Игры (круговые и хороводные, подвижные, настольно-печатные, сюжетные, драматизации, а также речевые, языковые и коммуникативные) черпаются из фольклорных источников, из сборников по обучению детей иностранному языку. -Народные или методические песенки, стихи, сказки, рассказы в переводе на русский или на языке оригинала, демонстрация книжек, картинок, предметов, видеофильмов, игрушек и т.п. -Непосредственное общение педагога с детьми на иностранном языке в непринужденной, проблемной, занимательной или иных формах. - Обучение интонации, фонетике, устойчивым формулам общения, обиходной лексике в ходе повседневной жизни. - Другие виды деятельности на занятиях по иностранному языку: ручной труд, аппликация, раскрашивание, проектирование и т.п. -Тестовые задания. - Вариативные переформулировки (уже усвоенная фраза может быть многократно повторена на разные лады, с разными интонациями, от лица разных персонажей и т.п.). - Ненормированное общение (разнообразные междометия, имитация звуков, шуточные игры со слогами и звуками, растяжение или быстрое проговаривание слов демонстрация эмоций). Основной материал программы: игровые упражнения, которые помогут детям выработать правильное произношение, развить воображение, память, мышление; тематические картинки (сопровожденные подписями), песенки, стихи, просмотр мультфильмов на английском языке – послужат опорой при накоплении активной лексики и речевых стереотипов; для развития моторики, которая способствует совершенствованию речемыслительной деятельности, специально разработаны упражнения по раскраске, обводке тематических рисунков, выполненных точками, лабиринты, выполнение различных поделок, аппликации. Все это помогает сделать занятия яркими, интересными, запоминающимися. Индивидуальный подход к ребенку – основа данного курса. 10 Перспективное планирование для детей старшей группы (первый год обучения). Месяц Сентябрь Кол. часов 8 Тема Октябрь 8 Ноябрь 8 «Части тела и лица» Декабрь 8 «Транспорт» Январь 8 «Посуда» Февраль 8 «Продукты» Март 8 «Город» Знакомство. Движения и действия. Семья. «Овощи» «Фрукты» Языковой материал Hello mother! Bye-bye father! Good bye grandmother! Новые лексические ед.: an apple, a banana, a cabbage, a carrot, a cherry… Новые речевые образцы: it’s a plum, they are cherries. I like apples, I like red apples, I don’t like apples. Новые лексические ед.:a body, a cheek, an eye, a foot, a hand… Новые речевые образцы: i've got one hose, i've got two blue eyes. Новые лексические ед.: a car, a bus, a train, a bike. Новые речевые образцы: Can I have a…, please? Can I have one …,please? Новые лексически ед.:a plate, a cup, a pot, a teapot… Предлоги on, in. Новые речевые образцы: On the plate, in the car, put two apples on the plate. Новые лексические ед.:sugar, salt, butter, an egg… Новые речевые образцы:Can I have some sugar, please? Новые лексические ед.:a park, a shop, a cinema…. Направление движения:left, right,around… Новые речевые образцы: let’s go by bus, let’s go to the park. 11 Апрель 8 «Мебель» Май 8 Повторение пройденных тем. Новые лексические ед.:a bed, a chair, a desk, a rug, a sofa… Новые речевые образцы:on the table, under the sofa… Разыгрывание сказку «Let’s go on a picnic» 12 Перспективное планирование для детей подготовительной группы (второй год обучения) Месяц Тема Языковой материал Сентябрь Кол. часов 8 «Время» Октябрь 8 «Профессии» Ноябрь 8 «Магазин» Декабрь 8 «Дом» Январь 8 «Домашние любимцы» Февраль 8 «Сравнения» Новые лексические ед.: Sunday,Monday, Tuesday… Новые речевые образцы: See you on Monday. Новые лексические ед.: a doctor, a sailor, a cook, a hairdresser…. Новые речевые образцы: I will be a doctor. You will be a cook. Новые лексические ед.:a bottle of milk, a cup of tea, a piece jf cake… Новые речевые образцы:I’d like some…, would you like some…? Новые лексические ед.:a house, a balcony, a room, a window…. Новые речевые образцы:There is one big spader in the kitchen. Новые лексические ед.:a pet, a puppy, a hamster. He, she, it. Новые речевые образцы:My hamster is small.My puppy is funny. Новые лексические ед.: Big-biggerthe biggest., tall-taller,the tallest. Март 8 «Природа» Апрель 8 «Путешествие» Новые лексические ед.: sea, river, wood, tree… Новые речевые образцы: There is a big bird in a tree. Новые лексические ед.: Moscow, London… Новые речевые образцы: I live in…, he live in, she live in…. 13 Май 8 Повторение пройденных тем. Разыгрывание сказки пряничный домик. 14 III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Материально-технические условия реализации Программы и методические материалы и средства обучения. Материально-технические условия реализации Программы: ‒ соответствуют санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. ‒ соответствуют правилам пожарной безопасности. ‒ средства обучения и воспитания соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям развития детей. ‒ помещения оснащены развивающей предметно-пространственной средой. ‒ программа оснащена учебно-методическими комплектами и оборудованием. Методическое обеспечение программы 1. Программа «Little by little‖ Программа обучения дошкольников иностранному языку. Е.Ю.Протасова, Н.М.Родина. Издательство «Карапуздидактика»,Москва,2009. 2. Программно-методический комплекс (ПМК) ―"Английский язык для малышей" И.А. Шишкова, М.Е. Вербовская (под ред. Н.А. Бонк) 3. Шишкова И.А., Вербовская М.Е. Английский для малышей (4-6 лет) Руководство для преподавателей и родителей, 2009. 4. Шишкова И.А., Вербовская М.Е. Английский для малышей (4-6 лет) Учебник.2009. 5. Шишкова И.А., Вербовская М.Е. Английский для малышей. Игры, сценки, песенки Развивающая предметно-пространственная среда ДОО соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство ДОО оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы). 15 Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивает: ‒игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); ‒двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; ‒эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметнопространственным окружением; ‒возможность самовыражения детей. Доступность среды предполагает: ‒доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; ‒свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; ‒исправность и сохранность материалов и оборудования. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает: соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Концепция построения развивающей среды в ДОО 1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. 2. Принцип активности. 3. Принцип стабильности – динамичности развивающей среды. 4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования. 5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребѐнка. 6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. 7. Принцип открытости – закрытости. 8. Принцип учѐта половых и возрастных различий детей. 16 Показатели для оценки качества созданной в группе развивающей предметноигровой среды и степень ее влияния на детей: Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в центрах активности, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью материалов, удобством их размещения. Низкий уровень шума в группе (так называемый «рабочий шум»), при этом голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но тем не менее хорошо всем слышен. Низкая конфликтность между детьми: они редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, так как увлечены интересной деятельностью. Выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей: много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и других продуктов создается детьми в течение дня. Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость,желание посещать детский сад. Игрушки: 1.Кукла-марионетка «Клоун». 2.Пирамида цветная. 3.Муляжи овощей: репа, морковь, картофель, капуста, лук. 4.Муляжи фруктов и ягод: яблоко, груша, слива, персик, виноград, арбуз, вишня, клубника, апельсин, банан. 5.Муляжи продуктов: хлеб, пицца, мороженое, молоко, торт, печенье. 6.Животные: собака, кошка, мышка, лиса, медведь, заяц, жираф, слон, тигр, овца, свинья, петух, утка, попугай. 7.Транспорт: самолѐт, поезд, машина, автобус, корабль, мотоцикл. 8.Куклы большие и маленькие. 9.Набор посуды. 10.Кукольный театр «Репка». 11.Кассовый аппарат. 17 3.2.Режим дня дошкольников Организация образовательного процесса в ДОУ регламентируется учебным планом. Группа Длительность в мин. «Английский для малышей «Little by little» Количество НОД, общая нагрузка/ часы Старшая группа (5-6 лет) Подготовительная к школе группа (6-7 лет) 25 30 В неделю В год В неделю В год 2 72 2 72 3.5. Взаимодействие с семьями воспитанников ДОО Основные цели и задачи. Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей, способности разрешать разные типы социально педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада. Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей: • изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье; • знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников; • информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач; • создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми; • привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области); 18 3.6. Педагогическая диагностика и мониторинг Мониторинг детского развития проводится один раз в год в апреле. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком дополнительной образовательной программы. Мониторинг осуществляется через отслеживание результатов освоения дополнительной образовательной программы. Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательной программы) проводится педагогом, работающим с детьми. С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе. Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в ДОО, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом. Данные результата мониторинга заносятся в специальную карту развития ребенка в рамках образовательной программы. Анализ карт развития позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в группе детского сада. В ходе мониторинга заполняется таблица 1. Параметры Ф.И. ребенка Позитивное отношение к НОД Выполнение заданий педагога Усваивание материала (аудирование) Усваивание материала (говорение) Усваивание материала (диалогическая речь) Умение работать самостоятельно в других видах деятельности (выполнение творческих заданий) 3б - Ребёнок понимает и следует инструкциям педагога, понимает и выполняет задания вместе с другими детьми и самостоятельно; 2б - Ребёнок понимает, но не следует инструкциям, понимает иноязычную речь, но не может воспроизвести самостоятельно, с трудом взаимодействует с другими детьми, частично выполняет самостоятельное задание; 1б - Ребёнок не следует инструкциям педагога, не понимает и не выполняет задания вместе с другими детьми, не может выполнить самостоятельное задание. 19 Список литературы 1. Программа обучения дошкольников иностранному языку «Little by little», Е.Ю.Протасова, Н.М.Родина, Издательство «Карапуздидактика», Москва, 2009 г. 2. Программно-методический комплекс (ПМК) ― «Английский язык для малышей» И.А. Шишкова, М.Е. Вербовская (под ред. Н.А. Бонк) 3. Шишкова И.А., Вербовская М.Е. Английский для малышей (4-6 лет) Руководство для преподавателей и родителей, 2009 г. 4. Шишкова И.А., Вербовская М.Е. Английский для малышей (4-6 лет) Учебник, 2009 г. 5. Шишкова И.А., Вербовская М.Е. Английский для малышей. Игры, сценки, песенки, 2009 г. 20