Департамент Образования Администрации г. Екатеринбурга Управление образования Администрации Чкаловского района Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 48 Утверждаю: Заведующий МАДОУ № 48 Логинова И.А.______________ Приказ № 242-од от 29.12.2017г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Хореография» Программа принята на Совете педагогов, Протокол № 4 от 29.12.2017г. Екатеринбург 2017г. ОГЛАВЛЕНИЕ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка ................................................................................с.3 1.2. Цели программы……………………………………………………………с.3 1.3. Задачи обучения и воспитания ....................................................................с.4 1.4. Принципы……………………………………………………………….....с.12 1.5. Особенности развития детей дошкольного возраста…………………...с.13 1.6. Планируемые результаты освоения программы……………………...…с.16 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Календарно-тематическое планирование ………………………...……..с.20 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Сроки реализации программы …………………………………………...с.35 3.2. Формы контроля и оценки результатов достижения…………………...с.35 3.3. Материально-техническое обеспечение…………………………………с.36 3.4. Методическое обеспечение программы…………………………………с.36 4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….с.37 2 I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1 Пояснительная записка Хореография — это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно привлекателен и интересен этот мир детям. Танец обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Соединение движения, музыки и игры, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, делают его движения естественными и красивыми. На занятиях хореографией дети развивают слуховую, зрительную, мышечную память, учатся благородным манерам. Воспитанник познает многообразие танца: классического, народного, бального, современного и др. Хореография воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, она развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству. Необходимо продолжать развивать у дошкольников творческие способности, заложенные природой. Музыкально-ритмическое творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности. Существующие программы музыкально-ритмического воспитания не имеют прямого отношения к хореографии, т.е. раздел ритмические движения является лишь частью программы музыкального воспитания. Поэтому и возникла потребность создать программу по хореографии, где танцевальное искусство охватывается в широком диапазоне, тщательно отбирая из всего арсенала хореографического искусства то, что доступно детям дошкольного возраста. Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение и даются детям в игровой форме и адаптированы для дошкольников. Ее отличительными особенностями является: -активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса – значительная часть практических занятий. Педагогическая целесообразность программы заключается в поиске новых импровизационных и игровых форм. 1.2. Цели программы Образовательная цель программы: привить интерес дошкольников к хореографическому искусству, развить их творческие способности, посредством танцевального искусства. Воспитательная цель программы: профессиональная ориентация и самоопределение ребёнка. Развивающая цель программы: развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности; воспитание единого комплекса физических и духовных качеств: гармоническое телосложение, хорошее здоровье и выносливость, артистизм и благородство. 3 1.3 Задачи обучения и воспитания Приоритетные задачи: развитие способности к выразительному, одухотворенному исполнению движений, умения импровизировать под незнакомую музыку, формирование адекватной оценки и самооценки. Основные задачи: I. Развитие музыкальности: • воспитание интереса и любви к музыке, потребности слушать знакомые и новые музыкальные произведения, двигаться под музыку, узнавать, что это за произведения; обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру музыкальными сочинениями; • развитие умения выражать в движении характер музыки и ее настроение, передавая как контрасты, передавать основные средства музыкальной выразительности: темп — разнообразный, а также ускорения и замедления; динамику, метроритм; • развитие способности различать жанр произведения — плясовая (вальс, полька, современный танец); песня (песня- марш, песня-танец и др.), марш, разный по характеру, и выражать это в соответствующих движениях; • обучить танцевальному этикету и сформировать умение переносить культуру поведения и общения в танце на межличностное общение в повседневной жизни. II. Развитие двигательных качеств и умений: • обеспечить формирование и сохранение правильной осанки ребёнка, рук, ног и головы; • укреплять мышечный корсет средствами классического, современного и бального танцев, воспитывать культуру движения; • увеличить период двигательной активности в учебном процессе, развить потребность двигательной активности как основы здорового образа жизни; • выработать эластичность мышц, укрепить суставно-связочный аппарат, развить силу и ловкость; • воспитывать дисциплинированность, чувство долга, коллективизма, организованности; • развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений: Основные: ходьба — бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пружинящим, топающим шагом, «с каблучка», вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках, «гусиным» шагом, с ускорением и замедлением; бег — легкий, ритмичный, передающий различный образ, а также высокий, широкий, острый, пружинящий бег; прыжковые движения — на одной, на двух ногах на месте и с различными вариациями, с продвижением вперед, различные виды галопа (прямой галоп, боковой галоп), поскок «легкий» и «сильный» и др.; общеразвивающие упражнения на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, 4 пружинность); упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног; имитационные движения различные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние, динамику настроений, а также ощущения тяжести или легкости, разной среды — « в воде», «в воздухе» и т. д.); плясовые движения элементы народных плясок и детского танца, доступные по координации, танцевальные упражнения, включающие асимметрию из современных ритмических танцев, а также разнонаправленные движения для рук и ног, сложные циклические виды движений: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом и др. III. Развитие творческих способностей: • развитие умений сочинять несложные плясовые движения и их комбинации; • формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно создавая пластический образ; • развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям. IV. Развитие и тренировка психических процессов: • тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов — умение изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального произведения — по фразам; • развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления — на основе усложнения заданий (увеличение объема движений, продолжительности звучания музыки, разнообразия сочетаний упражнений и т. д.); • развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике: радость, грусть, страх, тревога, и т. д., разнообразные по характеру настроения. V. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности: • воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям и животным, игровым персонажам; • воспитание потребности научить детей тем упражнениям, которые уже освоены; умение проводить совместные игры-занятия с детьми; • воспитание чувства такта, умения вести себя в группе во время занятий; • воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, при выполнении всех правил без подсказки взрослых. 5 Цели и задачи программы по возрастным группам Младшая группа (от 3 до 4 лет) Цели программы 1. Формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки, самостоятельно менять движения в соответствии с двухи трёхчастной формой музыки. 2.Совершенствовать танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах. 3.Обучать детей умению двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах, ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши 4.Обучать детей выполнять простейшие перестроения (из круга врассыпную и обратно), подскоки. 5. Совершенствовать навыки основных движений (ходьба: «торжественная», «спокойная», «таинственная», «спокойная»; бег: лёгкий и стремительный). 6. Воспитывать интерес, потребности движения под музыку; 7. Развивать слухового внимания, умения выполнять движения в соответствии с характером и темпераментом музыки; 8. Обогащать слушательский и двигательный опыт; 9. Формировать умение осмысленно использовать выразительные движения в соответствии с музыкально-игровым образом. носок. Задачи 1. Освоить упражнения для развития техники танца: I Урок классического танца: а) знакомство с позициями рук и ног Позиции рук: подготовительная, I, II, III; Позиции ног: I, II, III, VI; б) полуприседание в) вытягивание ноги на носок II Урок народно-сценического танца: а) деми плие б) вытягивание ноги на носок с последовательным переходом на каблук и на носок. III Танцевальные элементы и композиции: а) элементы движений и танцевальные этюды русских; б) хлопки в различных ритмических рисунках; в) хлопки по бедрам, по коленям (для мальчиков); г) характерные присядки (русские, татарские). 2.Выполнять самостоятельно (без показа, по словесной инструкции педагога) упражнения: - ходить и бегать ритмично, ходить спокойным, бодрым шагом и с высоким подъемом ног; - скакать с ноги на ногу; - легко, свободно выполнять прямой галоп; - пружинящие движения; - в прыжке поочередно выбрасывать ноги вперед; 6 - делать шаг на всей стопе с продвижением вперед и в кружении; - выставлять ногу поочередно на носок и на пятку; - приставной шаг с приседанием; - полуприседание с выставлением ноги на пятку; - поскоки; - подготовительные упражнения к переменномушагу; - поклон – приветствие. 3.Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве. 4.Отмечать в движении сильную долю такта, менять движение в соответствии с формой музыкального произведения. 5.Слышать и передавать в движении ярко- выраженные ритмические акценты, различать малоконтрастные части музыки. 6.Самостоятельно начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыки. 7.Менять движения со сменой частей музыкальных фраз. 8.Выразительно, ритмично выполнять движения с предметами (ложки, ленты и др.), согласовывая их с характером музыки. 9.Знакомить с особенностями плясок русских. 10.Развивать танцевально-игровое творчество; 11.Развивать творческую активность детей (выполнение творческих заданий). 12.Выработать у детей красивую осанку, подтянутость, внутреннюю собранность. 13.Учить детей импровизировать под музыку соответствующего характера, выразительно исполнять движения животных («Веселый козлик», «Неуклюжий пингвин» и др.). 14.Стимулировать формирование танцевальных навыков и умений; психических процессов: мышления, воображения; фантазии и импровизации. 15. Содействовать проявлению активности и самостоятельности. 16.Воспитывать нравственно-волевые качества (настойчивость, выдержку), умение действовать в коллективе, дружеские взаимоотношения в играх, умение подчинять свои интересы интересам всего коллектива. 17. Способствовать созданию устойчивого интереса к предмету. 7 Средняя группа (от 4 до 5 лет) Цели программы: 1.Развивать чувство ритма. 2.Развивать умение передавать через движения характер музыки, ее эмоционально-образное содержание. 3.Развивать умение свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения. 4.Развивать умение самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами. 5.Способствовать формированию навыков исполнения танцевальных движений: - поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке; - приставной шаг с приседанием, с продвижением вперед; - кружение; - приседание с выставлением ноги вперед. 6.Продолжать развивать навыки инсценирования песен, изображения образов сказочных животных и птиц (лошадка, коза, лиса, медведь, заяц, журавль, ворон и т.д.) в разных танцевально-игровых ситуациях. 7.Познакомить с русским хороводом, пляской, а также с танцами других народов; 8.Развивать представления об опорной и работающей ноге. 9. Развивать представления о правильном положении корпуса, чтобы правильная осанка вошла в привычку Задачи программы: 1. Освоить упражнения для развития техники танца: I Урок классического танца: а) знакомство с позициями рук и ног: Позиции рук (0, I, II, III); Позиции ног (I, II, III, IV); б) полуприседание в) вытягивание ноги на носок г) подъем на полупальцы обеих ног (релеве) д) прыжки на двух ногах с паузами ж) упражнения для рук, головы, корпуса II Урок народно-сценического танца: а) деми плие и гран плие б) вытягивание ноги на носок с последовательным переходом на каблук и на носок; в) маленькие шаги. III Танцевальные элементы и композиции: а) элементы движений и танцевальные этюды русских, украинских, узбекских народных танцев; б) хлопки в различных ритмических рисунках; 8 в) хлопки по бедрам, по коленям (для мальчиков); г) характерные присядки (русские, татарские –для мальчиков); 2.Продолжать знакомить с особенностями национальных плясок и бальных танцев. 3.Развивать эстетическое восприятие, интерес, любовь к танцевальной музыке, формировать музыкально-танцевальную культуру на основе знакомства с классической и современной танцевальной музыкой. 8 4.Формировать, развивать и совершенствовать танцевально - игровое творчество. 5.Учить придумывать движения к пляскам, танцам; импровизировать. 6.Учить составлять композицию танца, проявляя оригинальность и самостоятельность в творчестве. 7.Учить импровизировать движения разных персонажей под музыку соответствующего характера. 8.Побуждать к инсценированию содержания хороводов. 9. Совершенствовать навык «Поклон – приветствие», «Поклон – приглашение»; 10. Воспитывать интернациональные чувства. 11. Воспитывать нравственно-волевые качества. 12. Воспитывать патриотические чувства 9 Старшая и подготовительная к школе группа (5-6, 6-7 лет) Цели программы: 1.Способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, умения выразительного и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоциональнообразное содержание. 2.Знакомить с особенностями национальных плясок и бальных танцев. 3.Развивать танцевально-игровое творчество. 4.Формировать навыки художественного исполнения различных образов при инсценировании песен, танцев, театральных постановок. Задачи: 1. Освоить упражнения для развития техники танца: I Урок классического танца а) позиции ног: I, II, III позиции рук: подготовительная, I, II, III; б) полуприседание (деми плие) в I, II и III позициях; в) подъем на полупальцы обеих ног (релеве) в I, II ж) прыжки (соте) на двух ногах с паузами в I, II,III позициях; з) упражнения для рук, головы, корпуса (пор дебра); II Урок народно-сценического танца а) деми плие и гран плие в I и VI позициях; б) вытягивание ноги на носок с последовательным переходом на каблук и на носок; в) вытягивание с одновременным ударом пяткой опорной ноги (батман тандю каблучный); г) вынесение ноги на каблук вперед и в сторону; III Танцевальные элементы и композиции а) танцевальный шаг (шаг с носка); б) бег на полупальцах; в) прыжки; г) па польки на месте сначала без прыжка, с продвижением вперед, назад, полька по кругу в сочетании с галопом, подскоками и т.д., полька по одному, парами; д) элементы движений и танцевальные этюды народных танцев; е) хлопки в различных ритмических рисунках; ж) хлопки по бедрам, по коленям, присядки (для мальчиков); з) дроби – на «3», на «4»; 2. Совершенствовать навык «Поклон –приветствие», «Поклон – приглашение». 3.Сохранять правильное положение корпуса при танцевальном движении. 4. Танцевать индивидуально и коллективно. 5. Выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами; передавать несложный музыкальный ритмический рисунок; самостоятельно начинать движение 10 после музыкального вступления; реагировать на темповые и динамические изменения в музыке; активно участвовать в выполнении творческих заданий. 6. Выполнять танцевальные движения: - шаг с притопом - приставной шаг с приседанием; - пружинящий шаг; - боковой галоп; - переменный шаг; - тройные притопы; - присядки для мальчиков и т.п. 7. Выразительно и ритмично исполнять танцы, движения с предметами (шарами, обручем, мячами, цветами, лентами, ложками). 8. Инсценировать игровые песни, придумывать варианты образных движений в играх и хороводах. 9. Знакомить с особенностями национального искусства (хореография, костюм). 10.Учить, самостоятельно, придумывать движения, отражающие содержание песни, вариации элементов плясовых движений; выразительно действовать с воображаемыми предметами, самостоятельно искать способ передачи в движениях музыкальных образов. 11.Учить детей импровизировать под музыку соответствующего характера движения людей (наездник, рыбак и т.п.), образы животных (сердитый мишка и т.д.); 12.Стимулировать формирование музыкально-танцевальных способностей, мышления, фантазии, воображения; 13.Содействовать проявлению активности и самостоятельности; 14.Выработать у детей красивую осанку, подтянутость, внутреннюю собранность; 15.Воспитывать нравственно-волевые качества (настойчивость, выдержку); 16.Воспитывать умение действовать в коллективе, умение подчинять свои интересы интересам всего коллектива; 17.Воспитывать нравственно-патриотические чувства, любовь и уважение к матери, женщине- труженице; 18.Воспитывать интернациональные чувства, уважение к людям разных национальностей. 19.Способствовать созданию устойчивого интереса к предмету, к предстоящей учебной деятельности в школе 11 1.4. Процесс обучения в курсе хореографии построен на реализации дидактических принципов Принцип сознательности и активности предусматривает сознательность в отношении занятий, формирование интереса в овладении танцевальными движениями и осмысленного отношения к ним, воспитание способности к самооценке своих действий и к соответствующему их анализу. Принцип наглядности помогает создать представление о темпе, ритме, амплитуде движений; повышает интерес к более глубокому и прочному усвоению танцевальных движений. Принцип доступности и индивидуальности (учет возрастных особенностей, возможностей ребенка, индивидуальный подход к каждому участнику кружка.) Принцип систематичности предусматривает непрерывность процесса формирования танцевальных навыков, чередование работы и отдыха для поддержания работоспособности и активности учащихся, определенную последовательность решения танцевально-творческих заданий. Принцип гуманности в воспитательной работе выражает: безусловную веру в доброе начало, заложенное в природе каждого ребенка, отсутствие давления на волю ребенка; глубокое знание и понимание физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей; создание условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения; Принцип демократизма основывается на признании равных прав и обязанностей взрослых и ребенка, на создании эмоционально-комфортного климата в социальной среде. Принцип постепенного повышения требований (выполнение ребенком все более трудных, новых заданий, постепенное увеличение объема и интенсивности нагрузок.) Игровой принцип (занятие стоится на игре.) Игра не только как средства разрядки и отдыха, а необходимость пронизать занятие игровым началом, сделать игру его органическим компонентом. Принцип повторяемости материала (повторение вырабатываемых двигательных навыков.) Принцип многократного повторения изучаемых движений в максимальном количестве всевозможных сочетаний. Длительное изучение и проработка небольшого количества движений дает возможность прочного их усвоения, что послужит фундаментом дальнейшего образовательного процесса. Элементы современных технологий, используемые в программе. Игровые технологии. Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности в самовыражении, самоопределении, саморегуляции и самореализации. Игра - активизирует деятельность учащихся, способствует улучшению позиции ребёнка в коллективе и созданию доверительных отношений между детьми. Через игру педагог постепенно увлекает ребёнка в мир искусства и, тем самым, формирует его 12 мотивацию. Развивающие игры- способствуют развитию внимания, памяти, мышления, умению сравнивать, сопоставлять, находить аналогии; будят воображение и фантазию. В игре ребёнок учится самостоятельности, приобщается к нормам и ценностям общества. Личностно-ориентированные технологии. Одной из важных идей в этих технологиях является формирование положительной «Я-концепции». Для этого необходимо: - видеть в ребенке уникальную личность, уважать её, понимать, принимать, верить в неё; - создавать личности «ситуацию успеха», атмосферу одобрения, поддержки и доброжелательности; - предоставлять возможность и помощь детям в самореализации, в положительной деятельности. Таким образом, в результате использования данных технологий создаётся атмосфера обучения и воспитания, в которой ребёнок может познать себя, самовыразиться и самореализоваться. 1.5 Особенности развития детей дошкольного возраста Особенности развития детей младшего дошкольного возраста 3 -4 лет. Дети 3-4 лет находятся в переходном периоде — от раннего детства к дошкольному. Еще сохраняются черты, характерные для предыдущего возрастного периода, но уже происходит переход от ситуативной речи к связной, от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, укрепляется организм, улучшаются функции мышечно-двигательного аппарата. У детей появляется желание заниматься музыкой и активно действовать. Умение выполнять несложные движения под музыку дает ребенку возможность более самостоятельно двигаться в музыкальных играх, плясках. Дети младшего дошкольного возраста 3-4 лет чрезвычайно непосредственны и эмоциональны. Движения, особенно под музыку, доставляет им большую радость. возрастные особенности строения тела (короткие ноги и руки, большая голова, короткое туловище), сказываются на двигательных возможностях. Движения малышей еще недостаточно точные и координированные, плохо развито чувство равновесия, поэтому объем и разнообразие двигательных упражнений невелики, и все они носят, как правило, игровой характер. Занятия хореографией в этом, достаточно раннем возрасте способствуют хорошему физическому развитию, прививают любовь ребенка к осознанной двигательной активности, развивают внимание, собранность, зрительное восприятие, коммуникабельность, дисциплинирует ребенка. Так же занятия хореографией в этом возрасте способствуют: становлению правильной осанки и дальнейшее формирование мышечного корсета, 13 развивают координацию движений, ориентирование в пространстве, исправляют физические особенности ребенка. Занятия хореографией способствуют исправлению полноты, рыхлости мышц, неуклюжести, развивают выносливость организма, тренируют и сердечно - сосудистая и легочная система, осуществляется профилактика астматического синдрома благодаря возрастающей физической нагрузке в процессе занятий, которая соответствует нагрузке в спортивной секции. У детей от 2 до 3 лет формируется способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук), умение начинать движения с началом музыки и заканчивать с ее окончанием. При систематических занятиях с раннего возраста осанка, фигура и физическое здоровье сохраняются на всю жизнь! Обучаясь по этой программе, дети научатся чувствовать ритм, слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения. Одновременно смогут развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем помогут сформировать правильную осанку, научат основам этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дадут представление об актерском мастерстве. Особенности развития детей среднего дошкольного возраста 4 -5 лет. На 4 -5 году формируется навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки, дети учатся самостоятельно менять движения в соответствии с музыкой. Совершенствуются танцевальные движения, умение двигаться в парах по кругу, в танцах и хороводах, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения, подскоки. На 4 -5 году жизни дети чувствуют смену контрастных частей музыки. Могут выполнить усвоить небольшие музыкальные задания. Но они еще плохо ориентируются в пространстве, поэтому педагог учит двигаться в соответствии с ярко–контрастным характером музыки, в различном темпе реагировать на начало и окончание звучания музыки, исполнять простейшие движения, передавать несложные имитационные движения игровых образов (птички летают, лошади скачут, зайчики прыгают и т.д.) На 4 -5 году жизни ребенок физически крепнет, становится более подвижным. Успешно овладевает основными движениями, у него хорошая координация движений в ходьбе, беге, прыжках. Совершенствуются процессы высшей нервной деятельности: развивается способность анализировать, обобщать, делать простейшие умозаключения, улучшается произвольная память. Появляются элементы творчества во всех видах детской деятельности. На 4 -5 году жизни у детей уже есть опыт слушания, они могут узнавать знакомые мелодии, определять характер музыки и некоторые средства музыкальной выразительности (динамика – громко, тихо; темп – быстрый, медленный). Движения становятся более ритмичными, четкими, согласованными с началом и окончанием звучания музыки. Дети выполняют 14 более разнообразные движения (боковой галоп, движения парами, притоп одной ногой, выставление ноги на пятку и т.д.) и могут двигаться в соответствии с менее контрастным характером музыки. Особенности развития детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет На 5–7 году жизни ребенок физически крепнет, становится более подвижным, успешно овладевает основными движениями, у него хорошая координация движений в ходьбе, беге, прыжках. Совершенствуются процессы высшей нервной деятельности: развивается способность анализировать, обобщать, делать простейшие умозаключения, улучшается произвольная память. Проявляются элементы творчества во всех видах деятельности, осмысленнее воспринимает музыку. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. От ребенка можно требовать выразительности, эмоциональности при исполнении танца. Дети 5–7лет способны осмыслить указания педагога и, опираясь на имеющийся опыт, без показа выполнить некоторые музыкально– ритмические задания. Они с большим увлечением соревнуются в нахождении новых сочетаний знакомых плясовых движений, конечно, эти попытки детей в придумывании своего танца еще не уверенные. Движения однообразны, чувствуется их некоторая скованность. Дети иногда очень нерешительно включаются в такие задания. Но к концу года многие могут достаточно выразительно передать в танце характер, настроение, имеют большой запас основных танцевальных движений, устойчивых музыкально– ритмических навыков. На 5–7году жизни у ребенка совершенствуется основные нервные процессы возбуждения и торможения. Это благотворно сказывается на соблюдении ребенком правил поведения. Свойства нервных процессов возбуждения и торможения – сила, уравновешенность и подвижность также несколько совершенствуются. Дети быстрее отвечают на вопросы, меняют действия, движения, что позволяет увеличивать плотность занятий в кружке ритмики, включать в двигательные упражнения элементы, формирующие силу, скорость, выносливость. Но все– таки, свойства нервных процессов, особенно подвижность, развиты недостаточно. К 5–7годам у ребенка развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но мелкие мышцы по– прежнему слабые, особенно мышцы рук. Дети способны изменять свои мышечные усилия. 15 1.6. Планируемые результаты освоения программы На занятиях могут выполнять упражнения с различной амплитудой, переходить по заданию педагога от медленных к более быстрым, они относительно легко усваивают задания при ходьбе, беге, прыжках, но известные трудности возникают при выполнении упражнений, связанных с работой мелких мышц. В этом возрасте развиваются коллективистские черты личности. Дети обычно очень общительны, любят совместные игры, находиться в группе сверстников. Они уже могут согласовывать свои действия с действиями других людей, способны к сопереживанию. Знания, умения и навыки, полученные на занятиях, необходимо подвергать педагогическому контролю с целью выявления качества усвоенных детьми знаний в рамках программы обучения. Формами педагогического контроля могут быть итоговые занятия один раз в полугодие, открытые уроки, выступления, конкурсы, которые также способствуют поддержанию интереса к работе, нацеливают детей на достижение положительного результата. В познавательной части занятия обязательно отмечается инициативность и творческое сочинение танцевальных комбинаций учащихся, показанные ими в ходе занятия, анализа своего выступления и поиска решения предложенных проблемных ситуаций. Оценивая результат практической работы, а именно выступления детей, опираются на такие критерии: качественное исполнение танцевальных этюдов и танцев, общий эстетический вид исполнения, творческие находки и самостоятельность сочиненных комбинаций. 2 младшая группа 3-4 года Коллективно-порядковые навыки и умения: - знают назначение музыкального зала и правила поведения в нем; - ориентироваться в зале, строиться в шеренгу; - выполнять ритмические танцы и комплексы упражнений первого года обучения под музыку; - овладевают навыками ритмической ходьбы. Музыкально-ритмические навыки и умения: - хлопать и топать в такт музыки; - в музыкально-подвижной игре представить различные образы (зверей, птиц, растений, фигуры и т.д.). Средняя группа – 4-5 лет Коллективно-порядковые навыки и умения: - строиться в колонну по одному, находить свое место в строю и входить в зал организованно, под музыку; - занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, не сутулиться, без лишнего напряжения в коленях и плечах); - равняться в шеренге, в колонне; - ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг другу; 16 - выполнять навыки основных движений ходьбы «торжественная», «спокойная», «таинственная»; - выполнять бег: легкий и стремительный; - ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая круг и не сходя с его линий; - ориентироваться в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, их круга. Музыкально-ритмические навыки и умения: - упражнять в умении самостоятельно различать темповые изменения в музыке, отвечать на них движением; - передавать в хлопках более сложный ритмический рисунок, чем в начале года; - передавать в движениях смену частей музыкального произведения, чередования музыкальных фраз; - самостоятельно начинать движения после вступления; - менять движения со сменой частей, музыкальных фраз; - выразительно, ритмично передавать движения с предметами (ложки, палочки), согласовывая их с характером музыки. Навыки и умения выразительного движения: - творчески использовать знакомые движения в свободных плясках, импровизациях, играх; - бегать с высоким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка; - двигаться в парах по кругу, сохраняя расстояние между парами; - бегать на полупальцах; - внимательно слушать танцевальную мелодию, чувствовать ее характер, выражать свои чувства словами, рисунками, движением; - узнавать плясовые движения по мелодии; - выполнять движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения; - выполнять танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах, мальчики – присядки, хлопушки; - ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять навыки движения из круга врассыпную и обратно, подскоки; - выполнять элементы классического и народно-сценического урока; - выполнять элементы польки, русской пляски; - русский народный танец «У завалинки»; «Полька»; - хореографические композиции: «Птичий двор», «Зимняя сказка», «Буратино». - выполнять движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками, цветами); - инсценировать хороводы; - приветствовать учителя и друг друга («Поклон – приветствие»). 17 Старшая, подготовительная к школе группа – 5-7 лет Коллективно-порядковые навыки и умения: - маршировать в соответствии с метрической пульсацией; - чередовать ходьбу с приседанием, со сгибами коленей, на носках, широким или мелким шагом, - на пятках, держа ровно спину; - рассчитаться на 1, 2, 3 для последующего построения в 3 колонны, шеренги; - соблюдать правильные дистанции в колонне «по 3» и в концентрических кругах; - перестроение из одного круга в два, три отдельных маленьких круга и концентрические круги - путем отступления одной группы детей на шаг вперед, другой – на шаг назад; - перестроение из общего круга в кружочки по 2, 3. 4 человека и обратно в общий круг; - самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа движения, руководствуясь музыкой; - выполнение движений с предметами более сложных, чем в предыдущих группах. Музыкально-ритмические навыки и умения: - ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с малоконтрастными построениями; - передать хлопками ритмический рисунок мелодии; - повторять любой ритм, заданный учителем; - задавать самим ритм и проверять правильность его исполнения хлопками и притопами; - выполнять ритмико-гимнастические упражнения общеразвивающего плана, упражнения на координацию движений, упражнения на расслабление мышц; - выполнять упражнения с детскими инструментами; - передавать в игровых движениях различные нюансы музыки. - Навыки и умения выразительного движения: - легко, естественно и непринужденно выполнять элементы танца по программе: шаг на носках, шаг польки, широкий и высокий бег, сильные поскоки, боковой галоп; - передавать в игровых, плясовых движениях различные нюансы музыки – напевность, - грациозность, энергичность, нежность, игривость и т.д.; - выразительно действовать с воображаемыми предметами; - придумывать варианты к играм и пляскам; - самостоятельно искать способы передачи в движении музыкального образа; 18 - выражать свои впечатления от танцевальной музыки в движениях или рисунках; - сохранять правильное положение корпуса, рук, ног при исполнении танцевальных движений, правильно распределяя дыхание; - исполнять танцевальные движения индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него; - выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, - музыкальными образами, передавать несложный музыкальный ритмический рисунок; - самостоятельно начинать движение после музыкального вступления; - активно участвовать в выполнении творческих заданий; - выполнять танцевальные движения: - шаг с притопом; - приставной шаг с приседанием; - пружинящий шаг; - боковой галоп; - переменный шаг; - национальные присядки; - простейшие дроби; - выразительно и ритмично исполнять танцы согласно репертуарного плана; - выразительно и ритмично исполнять движения с предметами (шарами, обручами, мячами, цветами, ложками, веерами и др.); - выполнять упражнения народно-сценического и классического экзерсиса; - выполнять «Поклон – приветствие», «Поклон – приглашение»; - выполнять элементы классического и народно-сценического урока; - выполнять элементы русской и татарской пляски, русские народные танцы «Коробейники», «А я по лугу гуляла»; Главный ожидаемый результат у детей от 3-4 лет, 4-5 лет и 6-7 лет: овладение детьми навыками искусства танца, способности и желание продолжать занятия хореографией после освоения программы. 19 II. Содержательный раздел 2.1. Календарно-тематическое планирование Календарно-тематическое планирование для детей 3 - 4 лет № занятия Сентябрь 1 2. 3. 4. 5. 6. 7-8 1. 2. Тема Задачи Давайте познакомимся Знакомство с детьми, правила поведение в зале. Техника безопасности. Разучивание поклона. Что такое танец? Дать детям элементарное представление о танце. Основные элементы танца. «Спокойный шаг», Приобретение правильной осанки и положение головы, «Попрыгаем легко» рук и ног. «Побегаем» Постановка корпуса, рук, ног и головы. Положение рук «Покружились» на талии, позиции ног «Хлопки» «Хлопки в ладоши и по коленям» «Маршируем дружно» Разминка «Ходим Изучение танцевального шага с носка, переменный прыгаем» шаг, шаг на носок, прыжки. Пляска ножки» «Ладошки и Перестроение из одного рисунка в другой. Под музыку исполняют движения ладонями: «хлопки», образуя при этом круг. Игра «Веселые малыши» Обучение ориентироваться в пространстве. Образные игры. Перестроение из круга в колонну и обратно. Отработка умений ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять навыки движения из круга врассыпную и обратно. Игры Умение правильно ориентироваться в пространстве. «Катились колеса» Совершенствование в исполнении выученных «Шагают ножки» движений. «Паучок» «Морская звезда» Октябрь Разминка «Ходим - Изучение танцевального шага с носка, переменный бегаем» шаг, шаг на носок, бег. «Ходим – прыгаем» «Ножками затопали» «Выставление ноги на пятку» «Выставление ноги на носочек» «Качание рук с лентами Легкий бег с лентами» Приобретение правильной осанки и положение головы, рук и ног. Постановка корпуса, рук, ног и головы. Положение рук на талии, позиции ног 20 3. Танец осенних листочков 4. Пальчиковые игры «Стряпаем» «Братцы» «Пила» «Добываем огонь» «Краковяк для малышей» Танец – игра «Листики осенние» 5. 6. 7-8 1. Развитие ритмопластики движений детей под музыку. Воспитывать выдержку, начинать движения в соответствии с динамическими оттенками в музыке. Развивать ручную умелость, мелкую моторику и координацию движений рук. Разучивание выученных движений с рисунком танца. Передавать задорный характер музыки. Формирование правильно ориентироваться в пространстве. Упражнения для пластики рук. Поскоки с ноги на ногу, притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги вперед. Игры «Птица», «Ходьба», Умение правильно ориентироваться в «Качалочка», «Карусель» пространстве. Совершенствование в исполнении выученных движений. Ноябрь Разминка «Ой, что за Ознакомление детей с темпами музыки народ?» (медленный, быстрый, умеренный). Разучивание положение рук, ног, головы и корпуса. Приобретение правильной осанки и положение головы, рук и ног. Постановка корпуса, рук, ног и головы. Положение рук на талии, позиции ног 3. «Бегаем и кружимся» «Крылья бабочек» «Бодрый шаг и легкий бег» «Научились мы ходить» «Упражнение с платочком» «Попрыгаем – побегаем» «Большие и маленькие крылья» Осенний танец с зонтами 4. Ритмопластика Развитие ритмопластики 5. Пальчиковая гимнастика «Ручки греем» «Точим ножи» «Пила» «Гуси» Танец – игра «Мишки и мышки» Развивать ручную умелость, мелкую моторику и координацию движений рук. 2 6. 7. Умение правильно ориентироваться в пространстве. Совершенствование в исполнении выученных движений. Показ танца родителям. Научить детей перестраиваться из одного рисунка в другой: «Круг» - «Птичка». Танец – игра «Ребята и зверята» 21 8. 1. Веселые игры «Самолет» «Велосипед» «Гусеница» «Ножницы» Декабрь Разминка «Прогулка» 3 «Веселые прыжки» «Упражнение для головы» «Упражнение ловкие ручки» «Лошадки скачут» «Пружинка с поворотами» «Упражнение с погремушками» «Кружатся снежинки» «Побежим и потанцуем» «Танец зайчат» 4 «Танец с погремушками» 5 «Танец Снежинок» 6 Пальчиковая гимнастика «Гномики – прачки» «Помощники» «Птички» «Здравствуй» «Колобок» «Паровозик» Веселые игры «Сидело два медведя» «Велосипед» «Ежик» «Самолет» «Мячик» «Птички» Январь Разминка 2 7-8 1. 2 3 «Ручки и ножки» «Стукалка» «Горошинки рассыпались» «Сделай круг» «Сапожки» Разминка Умение правильно ориентироваться в пространстве. Совершенствование в исполнении выученных движений. Пробудить интерес к занятиям. Изучение танцевальной ходьбы. Приобретение правильной осанки и положение головы, рук и ног. Постановка корпуса, рук, ног и головы. Положение рук на талии, позиции ног Совершенствование движений. в исполнении выученных Умение правильно ориентироваться в пространстве. Совершенствование в исполнении выученных движений. Развивать ручную умелость, мелкую моторику и координацию движений рук. Умение правильно пространстве. Совершенствование движений. ориентироваться в исполнении Пробудить интерес к занятиям. Изучение танцевального шага (лиса в выученных идет). Приобретение правильной осанки и положение головы, рук и ног. Постановка корпуса, рук, ног и головы. Положение рук на талии, позиции ног. Научить детей перестраиваться из одного рисунка в другой. «Круг» - «Линия». 22 Умение правильно ориентироваться в пространстве. Совершенствование в исполнении выученных движений. 1 Игры «Веселые перекаты «Кресло» «Карлсон проснулся» «Самовар» «Колобок» «Паровозик» «Жучок» «Покажем где самолет» Февраль Разминка «По тропинке» 2 Урок, ритмопластика Приобретение правильной осанки и положение головы, рук и ног. Постановка корпуса, рук, ног и головы. Положение рук на талии, позиции ног 3 «Танцуем с матрешкой» 4 Танец «Веселые парочки» 5 Пальчиковая гимнастика «Зайчик и книга» «Печем пирожки» «Кораблик» «Торт» «Зима» Танец – игра Зайчики и медведи Веселый тренинг «Крокодил» «Стойкий оловянный солдатик» «Бабочка» «Ласточка» Март Разминка Умение правильно ориентироваться в пространстве. Совершенствование в исполнении выученных движений. Развивать ручную умелость, мелкую моторику и координацию движений рук. 4-5 6 7-8 1 2 Разминка «Выставление ноги на носок» «Выставление ноги на каблук» «Упражнение с платочком» «Упражнения для корпуса «Неваляшки» «Подъемный кран» «Топающий шаг» Пробудить интерес к занятиям. Изучение танцевального шага с носка, переменный шаг, шаг на носок. Совершенствование в исполнении выученных движений. Умение правильно ориентироваться в пространстве. Совершенствование в исполнении выученных движений. Пробудить интерес к занятиям. Изучение шага с носка, переменный шаг, шаг на носок. Приобретение правильной осанки и положение головы, рук и ног. Постановка корпуса, рук, ног и головы. Положение рук на талии, позиции ног. 23 3 4 Упражнения перестроение фигур на Научить детей перестраиваться из одного рисунка в другой. «Круг» - широкий и узкий. «Танец с платочками Умение правильно ориентироваться в пространстве. Стирка» Совершенствование в исполнении выученных движений. Веселая растяжка «Веселые медвежата» Пальчиковая гимнастика «Червячки» «Апельсин» «Домик для зайчика» «Ежик» Танец – игра «Маленькие птички» Апрель Разучивание положение рук, ног, головы и корпуса 1. «Разминка для малышей» Пробудить интерес к занятиям. Изучение танцевального шага с носка, переменный шаг, шаг на носок 2 «Пружинки и прыжки» «Тихо-громко» «Выбирай» «Цветочек» «Веселые ножки» «Легкие и тяжелые ручки» «Бодрый и спокойный шаг» «Ножки танцуют» Хоровод «Весенняя березка» Приобретение правильной осанки и положение головы, рук и ног. Постановка корпуса, рук, ног и головы. Положение рук на талии, позиции ног 4 «Танец с шарами» Умение правильно ориентироваться в пространстве. 5 Пальчиковая гимнастика «Тучки» «Лягушата» «Пальчики замерзли» Развивать ручную умелость, мелкую моторику и координацию движений рук. 6 Танец – игра «Лягушата» Развитие ритмопластики движений детей под музыку. Воспитывать выдержку, начинать движения в соответствии с динамическими оттенками в музыке. Передавать задорный характер музыки. 7-8 Занятия на ковриках, урок Умение правильно ориентироваться в пространстве. Совершенствование в исполнении движений. 5 6 7-8 3 Развивать ручную умелость, мелкую моторику и координацию движений рук. Совершенствование в исполнении движений. Открытый урок выученных Учить детей перестраиваться из одного рисунка в другой. «Широкий круг», «Линия». 24 выученных Май 1 Разминка «Мы шагаем» Изучение танцевального шага с носка, переменный шаг, шаг на носок. 2 «Упражнение с флажками» «Бегаем-топаем-хлопаем» «Веселые хлопки» «Упражнение с ленточками» «Едем на лошадке» «Упражнение с мячами» «Пляска с флажками» Приобретение правильной осанки и положение головы, рук и ног. Постановка корпуса, рук, ног и головы. Положение рук на талии, позиции ног 3 Воспитывать выдержку, начинать движения в соответствии с динамическими оттенками в музыке. Передавать задорный характер музыки Развивать ручную умелость, мелкую моторику и координацию движений рук. 4 Пальчиковая гимнастика «Солдатики» «Паучки» «Молоточки» «Рисуем» 5-6 Постановка танцев, Совершенствование в выученных движений. репетиция контрольного открытого урока 7 Репетиция, игра «Котенок» 8 Открытый урок Совершенствование движений. 25 в исполнении выученных Календарно-тематическое планирование для детей 4 - 5 лет № Тема занятия Сентябрь 1 2 3 4 5-6 7-8 Задачи «Давайте познакомимся!» Знакомство с детьми. Что такое танец? Основные правила поведение в танцевальном зале, правила техники безопасности. Постановка корпуса, рук, ног и головы. Положение рук на талии, позиции ног: «Что такое танец?» Дать детям элементарное представление о танце. Основные элементы танца. Поклон, руки «Азбука танца» Приобретение правильной осанки и положение головы, рук и ног. Постановка корпуса, рук, ног и головы. Положение рук на талии, позиции ног: 1-я свободная, 2-я, 3-я свободная. Танцевальные шаги Пробудить интерес к занятиям. Изучение танцевального шага с носка, переменный шаг, шаг на носок. Общеразвивающие Формирование правильного исполнения упражнения «Цветные танцевального движения, шага. флажки» Разминка с флажками. Ходьба вдоль стен с четкими поворотами в углах зала. Танцевальные шаги с носка. Приставной хороводный шаг. Ходьба по разметкам. Построения в цепочку, в круг. Танцевальные движения с Формирование правильно ориентироваться в цветами пространстве. Упражнения для пластики рук. Поскоки с ноги на ногу, притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги вперед. Ходьба с высоким подниманием бедра, с различным положением рук. Построение круга из шеренги. Октябрь 1 Музыкальные игры: «Ладушки» 2 Хоровод «Красный сарафан» 3-4 Коллективно-порядковые упражнения Обучение перестраиваться из одного рисунка в другой. Под музыку исполняют движения ладонями: «хлопки», «удары» образуя при этом круг, линию, стойка в паре. Учить детей русскому хороводному плавному шагу. Развивать способность ориентироваться в пространстве. Совершенствовать навык легкого поскока, бокового галопа, ориентировке в пространстве. Разогревание первоначальные навыки координации движений. Дети образуют круг и делают движения 26 «Встреча», по парам делают движение «Ворота». 5-6 Хоровод «Капустка» 7-8 «Вместе весело шагать» Ноябрь 1 Знакомство с эстрадным танцем «Гномики» 2 Положение в паре 3-4 Рисунок танца 5-6 «Танцуем все!» 7-8 Коллективно порядковые упражнения: «В круг» Знакомить с «рисунком» танца: движение по линии танца, против линии, «завивать и развивать капустку», сужать и расширять круг, «резвые ножки». Совершенствовать исполнения детьми «высокого шага». Воспринимать и передавать в движении темп и характер музыки. Развивать чувство ритма, активизировать внимание детей. Ознакомление детей с темпами музыки, (медленный, быстрый, умеренный). Разучивание положение рук, ног, головы и корпуса. Совершенствование в исполнении выученных движений. Разучивание основных элементов эстрадного танца в паре. Научить детей перестраиваться из одного рисунка в другой. «Круг», шахматный порядок, «птичка», «колонна». Умение правильно ориентироваться в пространстве. Совершенствование в исполнении выученных движений – Развитие чувства ритма, обучение детей танцевальным движениям. Разминка в круг. Ходьба по кругу. Перестроение из шахматного порядка в круг и обратно. Шаги польки, приставной шаг. Ходьба по разметкам. Построения в цепочку, круг. Декабрь 1 Знакомство с русским Знакомство с движениями народного танца. народным танцем Разминка в круг. Ходьба по кругу. Перестроение из шахматного порядка в круг и обратно. Шаги польки, приставной шаг. Ходьба по разметкам. Построения в цепочку, круг 2 Элементы русской пляски Обучение детей русским танцевальным движениям. «Елочка», «гармошка», присядки, выпады, «ковырялочки», выстукивание, хлопки. 3-4 Музыкальные игры: Формирование умение ориентироваться в «Кукла и мишка», пространстве. «Коршун и цыплята» Образные игры. Перестроение из круга в колонну и обратно. Шаг польки. Ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять навыки движения из круга врассыпную и обратно, подскоки. 5-6 Изучение элементов Совершенствование координацию движений, навык русского танца ориентирование в пространстве. Основные движения для мальчиков: «присядки», «хлопки», «притопы». 27 7-8 Русский шуточный танец Развитие ритмопластики движений детей под «Полянка» музыку. Воспитывать выдержку, начинать движения в соответствии с динамическими оттенками в музыке. Передавать задорный характер музыки. Работать над выразительностью движения рук. Предложить детям импровизировать, придумывая свою композицию русской пляски, используя знакомые движения. Январь 1-2 Знакомство с русским Обучение двигаться синхронно, соблюдать народным танцем дистанцию. «Калинка» Разучивание выученных движений с рисунком танца. 3-4 Постановки танца Совершенствование в исполнении выученных движений. Работа над техникой исполнения Февраль 1 «Танцуем все!» Совершенствование находить свое место в строю и входить в зал организованно. Совершенствование в исполнении выученных движений. Показ танца родителям. 2 Коллективно-порядковые Совершенствование передавать заданный образ. упражнения: «Часики», Развитие чувства ритма. «Мячики» Разминка с мячами. Упражнение с мячами. Ходьба вдоль стен с четкими поворотами в углах зала. Шаги танцевальные с носка, приставной хороводный шаг. Ходьба по разметкам. Построения в цепочку, круг. 3 Танцевальные элементы Повышение гибкость суставов. «Змейка», «чак-чак», «чек», «рука в руке», галоп, па балансе, па шаги, па польки. 4 Музыкальные игры: Усвоение самостоятельно начинать движения после «Займи выступления. Образные домик» игры. Перестроение из круга в «птичку» и обратно. Прыжки на ногах. Пружинка-легкое приседание, приставной шаг, кружение и шаг цепочкой. 5 Словесно-двигательная Развивать навык синхронного выполнения игра движений в одном темпе. «Все игрушки любят Передавать в движении содержание текста песни, смех» характерные особенности игрового образа животных. 6 Коллективно – Развитие чувства ритма, обучение детей порядковые танцевальным движениям. Разминка в круг. Ходьба упражнения: «В круг» по кругу. Перестроение из шахматного порядка в круг и обратно. Шаги польки, приставной шаг. Ходьба по разметкам. Построения в цепочку, круг 7-8 Коллективно – Дать представление передавать заданный образ. 28 порядковые упражнения: «Зверята» Март 1 2 3-4 5-6 7-8 Разминка в круг. Ходьба по кругу. Перестроение из шахматного порядка в круг и обратно. Шаги польки, приставной шаг. Ходьба по разметкам. Построения в цепочку, круг. Знакомство с эстрадным Закреплять навык танцевального шага с носка. Четко танцем «Дождя не боимся исполнять перестроения, держать равнение. Познакомить с новой композицией, обсудить содержание, настроение. Развивать творческое воображение. Разучить отдельные элементы. Совершенствовать умение двигаться во всем пространстве зала, перестраиваться из положения врассыпную в круг Игра «Ритмический Развивать умение передавать ритмический рисунок зонтик» хлопками, шлепками, притопами. Продолжать работу над сложными элементами. Поощрять проявления танцевального творчества Постановка танца Совершенствование в исполнении выученных движений. Работа над техникой исполнения. «Танцуем все!» Совершенствование находить свое место в строю и входить в зал организованно. Совершенствование в исполнении выученных движений. Показ танца родителям. Танцевальные элементы и Под музыку исполняют движения композиции с ладонями: «хлопки», «удары» образуя музыкальными при этом круг, линию, стойка в паре. Дети образуют инструментами: «Бубен круг и делают движения «Встреча», по парам делают на двоих», движение «Колокольчики, «Ворота» динь, динь» Апрель 1 Музыкальные игры: «Птицы» 2 3 4 5 6 ролевые Прыжки на ногах. Пружинка-легкое приседание, приставной шаг, кружение и шаг цепочкой Коллективно-порядковые Повороты в стороны, наклоны в сторону, вперед и упражнения: «Чайник», назад. Подъем и опускание «Машинки» рук, плеч, поднимание и опускание руки вместе Танцевальные элементы: Шаг с ударом, кружение. Прыжки на ногах. «Полоскать платочки», Пружинка-легкое приседание, приставной шаг, «Хозяюшки» кружение и шаг цепочкой, прямой галоп, пружинка, подскоки, Музыкальные игры: Перестроение из круга в шахматный порядок и «Ловушка» обратно. Перестроение из круга в диагональ. Образные игры. Перестроение из круга в шахматный порядок и обратно. Прыжки на ногах. Пружинка-легкое приседание, приставной шаг, кружение и шаг цепочкой, прямой галоп, пружинка, подскоки Общеразвивающие Упражнение на укрепление мышц спины, ног, рук, упражнения с предметами корпуса с мячами. Знакомство с танцем Формировать коммуникативные навыки, 29 «Вечный двигатель» 7-8 Май 1 2-3 4-5 6-7 8 умение быстро находить себе пару, ориентироваться в зале. Познакомить с рисунком танца. Разобрать основные движения. Формировать умение вслушиваться в слова и музыку, точно передавая все нюансы песни в движениях. Изучение элементов Поощрять стремление к импровизации. Развивать эстрадного танца умение вслушиваться в музыку, танцевать в «Вечный двигатель» характере музыки, используя изобразительные движения. Закреплять «рисунок» танца, отрабатывать отдельные элементы танца. Формировать новые выразительные исполнения. Добиваться легкости движений. Слышать смену фраз. Партерная гимнастика на Умение самостоятельно различать полу темповые исполнения в музыке, отвечать на них движением. «Лягушка», «Свечи», «качели», «пароход», «велосипед». Партерная гимнастика на Улучшение эластичности мышц и связок. «Тик-так», полу по парам «мячик», «змейка». Игры, этюды, танцы по Поддерживать желание детей играть в музыкальные выбору детей игры, исполнять знакомые танцы. «Танцевальная шкатулка» Формирование правильной осанки. Повышение гибкости суставов. Повторение пройденных тем. Мини концерт: «До Обучение детей танцевальным движениям. встречи!» Костюмированное представление пройденных танцевальных номеров. 30 Календарно-тематическое планирование для детей 5-7 лет № Тема занятия Сентябрь 1 «Давайте познакомимся!» 2 3 4 5-6 7-8 Задачи Знакомство с детьми. Основные правила поведение в танцевальном зале, правила техники безопасности. Постановка корпуса, рук, ног и головы. Положение рук на талии, позиции ног: 1-я свободная, 2-я, 3-я свободная. Повторение репертуара Побуждать детей к самостоятельному выбору. по желанию детей. Поддерживать интерес детей к Полька «Дружба», танец движению под музыку. «Цветочная полянка», бальный танец «Азбука танца» Приобретение правильной осанки и положение головы, рук и ног. Постановка корпуса, рук, ног и головы. Положение рук на талии, позиции ног: 1-я свободная, 2-я, 3-я свободная. Танцевальные шаги Пробудить интерес к занятиям. Изучение танцевального шага с носка, переменный шаг, шаг на носок Общеразвивающие Формирование правильного исполнения упражнения танцевального движения, шага. «Журавлики» Разминка с флажками. Ходьба вдоль стен с четкими поворотами в углах зала. Танцевальные шаги с носка. Приставной хороводный шаг. Ходьба по разметкам. Построения в цепочку, в круг. Танцевальные движения Формирование правильно ориентироваться в с пространстве. Упражнения для пластики рук. цветами Поскоки с ноги на ногу, притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги вперед. Ходьба с высоким подниманием бедра, с различным положением рук. Построение круга из шеренги. Октябрь 1 Музыкальные игры: «Лебедушки» 2 3-4 5-6 7-8 Обучение перестраиваться из одного рисунка в другой. Под музыку исполняют движения ладонями: «хлопки», «удары» образуя при этом круг, линию, стойка в паре. Хоровод «Красный Учить детей русскому хороводному сарафан» плавному шагу. Развивать способность ориентироваться в пространстве. Совершенствовать навык легкого поскока, бокового галопа, ориентировке в пространстве. КоллективноРазогревание первоначальные навыки координации порядковые движений. Дети образуют круг и делают движения упражнения «Встреча», по парам делают движение «Ворота». ТанцевальноЗнакомить с «рисунком» танца: движение по линии ритмическая гимнастика танца, против линии, сужать и расширять круг, «Три поросенка» «резвые ножки». Ритмическая игра Совершенствовать исполнения детьми «высокого «Горелки» шага». Воспринимать и передавать в движении темп 31 и характер музыки. Развивать активизировать внимание детей. Ноябрь 1 Знакомство с эстрадным танцем «Спенк» 2 Положение в паре 3-4 Рисунок танца 5-6 «Танцуем все!» 7-8 Коллективно – порядковые упражнения: «День - ночь» Декабрь 1 Знакомство с Бальным танцем «Полонез». История танца 2 Основные элементы бального танца 3-4 Рисунок танца 5-6 Постановка танца 7-8 «Танцуют все!» Январь 1-2 Знакомство с ритмическим танцем «Самба» 3-4 Постановка танца Февраль 1 «Танцуем все!» 2 Танцевально - чувство ритма, Ознакомление детей с темпами музыки, (медленный, быстрый, умеренный). Разучивание положение рук, ног, головы и корпуса. Совершенствование в исполнении выученных движений. Разучивание основных элементов эстрадного танца в паре. Научить детей перестраиваться из одного рисунка в другой. «Круг», шахматный порядок, «птичка», «колонна». Умение правильно ориентироваться в пространстве. Совершенствование в исполнении выученных движений. Развитие чувства ритма, обучение детей танцевальным движениям. Разминка в круг. Ходьба по кругу. Перестроение из шахматного порядка в круг и обратно. Шаги польки, приставной шаг. Ходьба по разметкам. Построения в цепочку, круг. Дать детям элементарное представление о бальном танце. Основные положение рук, ног, головы, корпуса. Происхождение танца. Развивать эластичности мышц и связок. Положение в паре, поворот. Чек, рука в руке, волчок, повороты в паре. Основной шаг, движение рук. Формирование самостоятельно различать темповые исполнения в музыке, отвечать на них движением. Работа над техникой исполнения. Формирование правильно ориентироваться в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга. Умение правильно ориентироваться в пространстве. Совершенствование в исполнении выученных движений. Показ танца родителям. Поощрять желание танцевать в парах, развивать умение ориентироваться в пространстве. Работать над танцевальным шагом с носка. Развивать умение различать части музыкального произведения, ориентироваться в пространстве. Совершенствование в исполнении выученных движений. Работа над техникой исполнения Совершенствование находить свое место в строю и входить в зал организованно. Совершенствование в исполнении выученных движений. Совершенствование передавать 32 3 4 5 6 7-8 Март 1 2 3 4 5-6 7-8 ритмическая гимнастика заданный образ. «Ванька - Встанька» Развитие чувства ритма. Разминка с мячами. Упражнение с мячами. Ходьба вдоль стен с четкими поворотами в углах зала. Шаги танцевальные с носка, приставной хороводный шаг. Ходьба по разметкам. Построения в цепочку, круг Танцевальные элементы Повышение гибкость суставов. «Змейка», «чак-чак», «чек», «рука в руке», галоп, па балансе, па шаги, па польки. Упражнения на развитие Разогревание первоначальные навыки координации гибкости движений. Дети образуют круг и делают движения «Встреча», по парам делают движение «Ворота». Словесно-двигательная Развивать навык синхронного выполнения движений игра в одном темпе. «Пластилиновая ворона» Передавать в движении содержание текста песни, характерные особенности игрового образа животных. Коллективно – Развитие чувства ритма, обучение детей порядковые упражнения: танцевальным движениям. Разминка в круг. Ходьба «Узоры» по кругу. Перестроение из шахматного порядка в круг и обратно. Шаги польки, приставной шаг. Ходьба по разметкам. Построения в цепочку, круг. Коллективно – Дать представление передавать заданный образ. порядковые упражнения: Разминка в круг. Ходьба по кругу. «Зайчата» Перестроение из шахматного порядка в круг и обратно. Шаги польки, приставной шаг. Ходьба по разметкам. Построения в цепочку, круг Знакомство с эстрадным танцем «Божья коровка» Познакомить с новой композицией. Понимать содержание, настроение, разобрать основные движения. Побуждать к поиску изобразительных движений. Поощрять желание самостоятельно импровизировать. Игра «По секрету всему Закреплять эмоционально-выразительное исполнение свету» танца, продолжать развивать умение общаться друг с другом посредством движений. Работать над сольными партиями. Постановка танца Совершенствование в исполнении выученных движений. Работа над техникой исполнения «Танцуем все!» Совершенствование находить свое место в строю и входить в зал организованно. Совершенствование в исполнении выученных движений. Показ танца родителям. Танцевальные элементы Под музыку исполняют движения ладонями: и «хлопки», «удары» образуя при этом круг, линию, композиции «Клуб стойка в паре. Дети образуют круг и делают веселых человечков» движения «Встреча», по парам делают движение «Ворота». Музыкальные ролевые Развивать умение запоминать и передавать игры: «Музыкальные ритмический «рисунок», 33 змейки» развивать слуховое внимание. Апрель 1 Коллективнопорядковые упражнения: «Всадник», «Ванечка - пастух» 2 Танцевальные элементы: «Марш», «Упражнения с обручем» 3 Музыкальные игры: «Совушка» 4 Общеразвивающие упражнения предметами Знакомство с танцем «Модный рок» 5-6 7-8 Май 1 2 3-4 5-6 7-8 Изучение элементов эстрадного танца Модный рок Повороты в стороны, наклоны в сторону, вперед и назад. Подъем и опускание рук, плеч, поднимание и опускание руки вместе. Шаг с ударом, кружение. Прыжки на ногах. Пружинка-легкое приседание, приставной шаг, кружение и шаг цепочкой, прямой галоп, пружинка, подскоки, танцевальные движения с обручем. Перестроение из круга в шахматный порядок и обратно. Перестроение из круга в диагональ. Образные игры. Перестроение из круга в шахматный порядок и обратно. Прыжки на ногах. Пружинка-легкое приседание, приставной шаг, кружение и шаг цепочкой, прямой галоп, пружинка, подскоки, Упражнение на укрепление мышц с спины, ног, рук, корпуса с мячами. Формировать коммуникативные навыки, умение быстро находить себе пару, ориентироваться в зале. Познакомить с рисунком танца. Разобрать основные движения. Формировать умение вслушиваться в слова и музыку, точно передавая все нюансы песни в движениях. Поощрять стремление к импровизации. Развивать умение вслушиваться в музыку, танцевать в характере музыки, используя изобразительные движения. Закреплять «рисунок» танца, отрабатывать отдельные элементы танца. Формировать новые выразительные исполнения. Добиваться легкости движений. Слышать смену фраз. Партерная гимнастика на Умение самостоятельно различать темповые полу исполнения в музыке, отвечать на них движением. «Лягушка», «Свечи», «качели», «пароход», «велосипед» Партерная гимнастика на Улучшение эластичности мышц и связок. «Тик-так», полу по парам «мячик», «змейка». Игры, этюды, танцы по Поддерживать желание детей играть выбору детей в музыкальные игры, исполнять знакомые танцы. Предложить детям устроить концерт. «Танцевальная Формирование правильную осанку Повышение шкатулка» гибкости суставов. Повторение пройденных тем. Мини концерт: «До Обучение детей танцевальным движениям. встречи!» Костюмированное представление пройденных танцевальных номеров. 34 III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Сроки реализации программы Программа ориентирована на обучение детей хореографии в возрасте от 3 до 7 лет и рассчитана на 3 года обучения. Состав хореографической группы формируется с учётом желания детей и их родителей. Наполняемость группы на занятиях не более 20-25 детей. Деятельность реализации программы строится на единых принципах и обеспечивает целостность педагогического процесса. Непосредственно образовательная деятельность проводятся в соответствии с рекомендуемыми: продолжительностью режимных моментов для возрастных групп детского сада; объёмом учебной нагрузки с учётом требований СанПиН. Образовательная деятельность с детьми по программе «Хореография» проходит по следующему учебному плану: Количество занятий Продолжительность занятия Возрастная группа 3 - 4 года (1-й год обучения) 4 - 5 лет (2 -й год обучения) 5-7 лет (3-й год обучения) В неделю В месяц В год 2 8 72 15 минут 2 8 72 20 минут 2 8 72 25 минут Этапы работы. I этап – подготовительный (1квартал: сентябрь – октябрь - ноябрь) II этап – основной (2 квартал: декабрь – январь - февраль) III этап – этап совершенствования (3 квартал: март – апрель - май) Непосредственно образовательная деятельность проводится во вторую половину дня два раза в неделю. На занятии используется коллективная, так и индивидуальная форма работы. В течение учебного года планируется ряд творческих показов: участие в концертных мероприятиях дошкольного образовательного учреждения, утренниках, конкурсных выступлениях, фестивалях. 3.2. Формы контроля и оценки результатов достижения поставленных задач: • проведение открытых занятий для родителей; • участие в праздничных программах, концертах; • проведение итогового занятия в конце учебного года. 35 3.3. Материально-техническое обеспечение. Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учебный кабинет (музыкально-спортивный зал) оборудован материальнотехническим средствами: 1. Музыкальный центр 2. Музыкальная фонотека 3. CD– диски 4. Гимнастические коврики 5. Ленты, флажки, скакалки, обручи 6. Медицинская аптечка 3.4. Методическое обеспечение программы Направленность и содержание программы носят практический характер и определяются задачами творческого и духовно-нравственного развития ребенка. Уровень умений двигаться зависит от качества представлений о реальных вещах. Задача руководителя – развивать детские представления, прежде всего путем наблюдения, и на их основе строить обучение, последовательно ведя детей к овладению основами изображения художественных образов языком танца. Осмысление, переживание и воспроизведение художественного образа активизирует процесс творческого, духовного развития. Поэтому при организации деятельности важный аспект – опора на эмоциональную сферу: - увлекательный, эмоциональный рассказ (наглядность, образность, занимательность и т.п.); - вызов удивления, восхищения; заинтересованности в изучении языка танца; - эстетическое оформление кабинета; - стимулирование положительных переживаний, связанных с передачей художественных образов посредством танцевальных движений; - использование игр и игровых приемов; музыки. Технологическую основу программы составляют следующие технологии: групповые, игровые, педагогика сотрудничества. В реализации этих технологий помогают следующие формы: • теоретические и практические занятия, • индивидуальные, групповые, коллективные, • игровые технологии, • беседы, • танцевальные конкурсы, • праздники; 36 методы: − репродуктивный − иллюстративный − проблемный − наблюдение − упражнение − поощрение − объяснение − личный пример Виды и формы контроля освоения программы: - текущий (после каждой темы); - итоговый (в конце учебного года проводится обобщающее занятие). 4. Список используемой литературы. 1. Барышникова Т. Азбука хореографии. – М.: Рольф, 1999. –272с. 2. Каплунова И., Новоскольцева И., Алексеева И.. Ладушки. Топ-топ каблучок. Танцы в детском саду.- С.-Петербург.: «Композитор», 2000г. 3. Леонов Б. Музыкальное ритмическое движение. – Минск, 1971. 4. Ритмика и танец. Программа. – М., 1980. 5. Руднева С., Фиш Э. Ритмика. – М.: Просвещение, 1972. 6. Тютюнникова Т. Движение и музыка!/ Дошкольное воспитание. – 1997. - №8. 7. Шушкина З. Ритмика. – М.: Музыка, 1976 8. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «СА - ФИ ДАНСЕ». Танцевально игровая гимнастика для детей.- СПб.: «Детство - пресс»., 2001 г. 9. Бекина С. и др. «Музыка и движение», М., Просвещение, 1984 г. 10. «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в организованных формах обучения». Письмо МО РФ от 14.03.2000 г. № 65/ 23-16 11. «Эстетическое воспитание в детском саду» под ред. Н.А. Ветлугиной, М., 1989. 12. Г.А. Колодницкий - Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. 13. «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду» книга для воспитателя и музыкального руководителя детского сада Раевская Е.П. 3-издание, дораб. – М.: «Просвещение», 1991г. 14. «Танцевальная ритмика для детей № 1» Суворова Т.И. Учебное пособие – СПб.: «Музыкальная палитра», 2003г. 15. Пуртова Т. В., Беликова А. Н., Кветная О. А.: Учите детей танцевать.// Владос, 2004. 16. Конорова Е. В.: Методическое пособие по ритмике. // М. «Музыка», 1972. 17. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного возраста Т.Ф. Коренева, учебно-методическое пособие. - M.: Владос, 2001г. 37