Департамент Образования Администрации г. Екатеринбурга Управление образования Администрации Чкаловского района Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 48 Утверждаю: Заведующий МАДОУ № 48 Логинова И.А.___________________ Приказ № -од от 30 августа 2021г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Услуги логопедической помощи для детей дошкольного возраста, оказываемые за пределами рабочего времени специалиста» Программа принята на Совете педагогов, Протокол № 1 от 30.08.2021г. Составитель: Ваизова Лилия Мирсаидовна Екатеринбург 2021 Пояснительная записка Своевременное и правильное развитие речи является залогом не только хорошей успеваемости в школе, но и гарантией правильного формирования всей психической деятельности ребёнка. Уровень речевого развития детей дошкольного возраста, поступающих в детский сад, в большинстве не соответствует возрастной норме. По данным анализа результатов логопедической диагностики детей, поступающих в ДОУ, нарушения речевого развития наблюдаются у более чем 90% дошкольников. Отклонения в негативную сторону отмечаются во всех компонентах речевого развития. Характер нарушений произносительной стороны речи свидетельствует о сбоях формирования речевой системы на ранних этапах онтогенеза. Нарушения произносительной стороны речи затрагивают и процессы ее ритмико-мелодического оформления: дети плохо воспринимают ритмический размер и рифмы стихотворной формы речи, часто допуская передачу текста стихотворения своими словами. Несформированной оказывается и интонационная сторона речи: дети не могут воспроизвести восклицательную интонацию, заменяя ее повышением силы голоса, затрудняются составить вопросительное предложение без вопросительного слова. Выявляются трудности в усвоении лексико-грамматических конструкций. Актуальность В последнее годы увеличивается количество воспитанников с нарушениями речевого развития. Актуальностью проблемы является раннее выявление и профилактика нарушений развития речи (с момента поступления в ДОУ) и организация своевременной коррекционно-развивающей помощи, используя потенциал сензитивных периодов становления речи как высшей психической функции. Отсутствие профилактических мер по предупреждению нарушений в речевом развитии, начиная с младшего дошкольного возраста, может привести к появлению нарушения процесса общения, трудностям адаптации в детском коллективе, речевому негативизму, вторичной задержке познавательной деятельности, отрицательно влиять на усвоение чтения и письма. Вопрос о необходимости проведения профилактической и коррекционной работы в дошкольном возрасте возник на стыке двух проблем. С одной стороны, при ежегодном обследовании речи детей средних групп обнаруживаются различные нарушения речи у более чем 90% обследованных. С другой стороны, область «Речевое развитие» по Программе "Мозаика" - под редакцией В.Ю.Белькович для детей дошкольного возраста недостаточно проработана. Возникает вопрос о том, что нужно сделать, чтобы у выпускников нашего МАДОУ уровень речевого развития был максимально приближен к возрастной норме. Так как существует закономерная связь между сроками начала коррекционной работы по профилактике и коррекции речевого развития и результативностью проведенной работы, данную деятельность необходимо начинать как можно раньше. Для коррекции речевых нарушений у детей МАДОУ детский сад № 48 была разработана и апробирована инновационная Программа по профилактике нарушений речевого развития у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений «Услуги логопедической помощи для детей дошкольного возраста, оказываемые за пределами рабочего времени специалиста». Новизной программы является разработанная система работы по профилактике речевых нарушений, начиная со средних групп. В ее основу положен комплексно-тематический подход к построению педагогического процесса и интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями детей. Программа включает в себя здоровьесберегающие технологии, что благотворно влияет на весь организм ребенка, способствует эффективному повышению уровня звукопроизношения, развитию фонематических процессов, 2 овладению структурой слова, расширению словарного запаса детей дошкольного возраста, развитию навыка использования различных грамматических форм. Программа разработана на основе следующих технологий: - «В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников», З.Е.Агранович; - «Научите меня говорить правильно» О. И. Крупенчук; - «Логопедические распевки» Н.Г.Гавришева, Н.В.Нищева; - Методические пособия «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей» М.Н.Щетинина; - «Психогимнастика» М. И. Чистяковой; - «Пальчиковые игры и упражнения: массаж карандашами», Т.В.Пятница. Объект – речевое развитие детей дошкольного возраста. Предмет - игры и упражнения для профилактики речевых нарушений. Цель - профилактика и коррекция нарушений речи у детей дошкольного возраста при помощи разработанной системы игр и упражнений. Для достижения цели поставлены следующие задачи: - активизировать высшую психическую деятельность через развитие зрительного и слухового внимания и восприятия; - формировать и развивать лексико-грамматический строй речи и связную речь; - развивать и совершенствовать артикуляционную, мелкую и общую моторику; - развивать речевое дыхание; - вырабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью; - знакомить с категориями «звуки», «буквы»; - на базе звукового анализа формировать навык слитного чтения; - воспитывать интерес к речевому общению и личностные качества. Программа базируется на следующих основополагающих принципах: принцип развивающего образования; принцип единства воспитания и обучения; принцип доступности; принцип последовательности и систематичности; принцип оздоровительной направленности; принцип коррекционной направленности; принцип активного включения детей; принцип использования развивающего потенциала дидактических игр и упражнений; принцип комплексно-тематического планирования. 3 Сроки реализации программы Программа рассчитана на детей 4-6 лет. Образовательная деятельность с детьми по программе «Услуги логопедической помощи для детей дошкольного возраста, оказываемые за пределами рабочего времени специалиста» проходит по следующему учебному плану: Количество НОД, общая нагрузка/часы Группы Средняя группа с 4 до 5 лет Старшая группа с 5 до 6 лет Длительность в мин. 20 25 Количество В неделю В год В неделю В год «Услуги логопедической помощи для 2 72 2 72 детей дошкольного возраста, оказываемые за пределами рабочего времени специалиста» Форма проведения занятий групповая. Занятия проходят во второй половине дня. Методы и приемы − − − − − − − − − − индивидуальное и хоровое повторение речевого материала; объяснение имитационных действий; упражнения в словообразовании и словоизменении; действия детей по подражанию взрослому; действия по образцу; наглядное моделирование; выполнение заданий по словесной инструкции; наблюдение; обыгрывание; рассматривание иллюстративного материала. Ожидаемые результаты: - улучшение звукопроизношения; улучшение фонематического слуха и восприятия; положительная динамика в развитие общей и мелкой моторики; более точное воспроизведение ритмических рисунков; положительная динамика в формировании лексико-грамматического строя речи; 4 обогащение и уточнение словарного запаса; улучшение состояния связной речи (логичность, последовательность) формирование навыка плавного слогового чтения. Формы выявления уровня усвоения программы: Уровень усвоения детьми программы «Услуги логопедической помощи для детей дошкольного возраста, оказываемые за пределами рабочего времени специалиста» родители могут узнать на итоговых открытых мероприятиях в конце учебного года. Педагогические условия для реализации программы: - создание соответствующей возрасту детей активной речевой среды; - разработка занятий по коррекции и развитию речи у детей дошкольного возраста. Как показывают исследования, основа формирования речи - обогащение чувственного опыта ощущений, восприятий, представлений, а также развитие движений, и всей деятельности ребенка. Поэтому, создание полноценной предметно-развивающей среды в группе и организация в ней совместной деятельности ребенка с взрослыми и сверстниками служит наиболее мощным средством, как стимуляции, так и мотивации детской речи. Важным средством профилактики нарушений речевого развития служит создание соответствующей возрасту детей активной речевой среды: правильная, чистая речь взрослых, чтение произведений художественной литературы, использование фольклора в режимных моментах, проведение специально организованной учебной деятельности, игр - драматизаций и развлечений. Анализ полученных результатов свидетельствует о необходимости проведения профилактической работы с детьми дошкольного возраста, базисом которого служит четкое функционирование всех участников образовательного и воспитательного процесса. Такое сотрудничество - основа планирования совместной диагностико-профилактической и коррекционно-речевой работы, направленной на обеспечение всесторонней и наиболее полной помощи детям с первых дней их пребывания в ДОУ. Таким образом, своевременно проводимая в ДОУ работа по профилактике нарушений речевого развития позволяет сократить количество детей, состояние речи которых в старшем дошкольном возрасте требует серьезной длительной коррекции. Материально-техническое обеспечение Место размещения Основное предназначение Логопедический Коррекционно-развивающая работа кабинет Оборудование и игровые материалы Стол Стулья детские Настенное зеркало Рециркулятор Интерактивная доска Книги (методическая литература, практический материал) Картинки (предметные, сюжетные) Наглядный материал по лексическим темам 5 Настольные игры, пособия и игрушки (по обучению грамоте; развитию мышления, внимания, памяти и речи; на развитие слухового внимания; для развития мелкой моторики пальцев рук; настольный, пальчиковый, кукольный театры; пособия для развития речевого дыхания, развития зрительного восприятия и пространственного праксиса; лото по лексическим темам; игрушки. CD диски с программами «Познавательно-речевое развитие детей. Интерактивные тренажеры»; короткометражные мультипликационные и обучающие фильмы по лексическим темам. Программно-дидактический комплекс «Логомер 2» (набор интерактивных дидактических материалов – 90 игр и упражнений). Содержание деятельности учителя -логопеда по профилактике звукопроизношения у детей дошкольного возраста. Работа по профилактике звукопроизношения проводится по нескольким направлениям: 1. Развитие слухового внимания и памяти, фонематического слуха и восприятия. 2. Развитие просодической стороны речи. 3. Развитие моторики артикуляционного аппарата. 4. Развитие мелкой моторики пальцев рук. 5. Уточнение звука или его вызывание по подражанию. 6. Развитие пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительного восприятия и памяти. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игровая деятельность. Именно игра позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развивает умения и навыки, стимулирует развитие дошкольника в целом. Любая игра многофункциональна и реализует разные цели. С целью профилактики и коррекции речевых нарушений дошкольного возраста был разработан перспективный план игр и упражнений, состоящий из 5 блоков. Каждый блок направлен на решение нескольких задач. 1 блок - игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики. Одной из основных причин несовершенства звукопроизношения детей становится несовершенство движений артикуляционного аппарата. Поэтому важнейший этап в профилактике возникновения нарушений звукопроизношения - работа по подготовке артикуляционного аппарата. В младшем возрасте целесообразно использовать не артикуляционные упражнения для постановки отдельных звуков, а универсальный пропедевтический комплекс упражнений. 2 блок - игры и упражнения по формированию просодической стороны речи (дыхание, голос, дикция). Следует уделять пристальное внимание развитию речевого дыхания у детей, как базе для правильного развития не только звукопроизношения, но всей речи в целом. Неправильное речевое дыхание нередко является причиной ряда речевых нарушений. Например, нарушения плавности речи (речь на вдохе); затуханию голоса в конце фраз; ускорению темпа речи, нечеткого произношения слов (проглатывание окончаний); позднего или неправильного освоения некоторых звуков и т.д. 6 3 блок - игры и упражнения на развитие фонематического слуха и мелкой моторики. Знакомство со звуками и буквами. Чтение. В процессе формирования звуковой стороны речи ребенок учится правильно произносить звуки родного языка, четко и внятно воспроизводить слова и фразы, говорить достаточно громко, в нормальном темпе, употреблять интонационные средства выразительности. Эти умения формируются только на основе хорошо развитого слухового восприятия (умения слышать и слушать речь окружающих), поэтому очень важно учить ребенка прислушиваться к окружающим его звукам, отличать на слух разные звуки (неречевые и речевые). 4 блок - игры и упражнения на развитие пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительного восприятия и памяти. Недостаточно развитые умения и навыки пространственного различения являются одной из причин нарушений письма и чтения у школьников в обучении. В основе формирования базисных учебных навыков (чтение, письмо, счет) находятся зрительно-, акустико-, тактильно-, и кинестетико-пространственные и временные представления, а также зрительная и слухомоторная координация. 5 блок - игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи. В процессе совместной деятельности у воспитанников развивается артикуляционная и мелкая моторика, просодическая сторона речи (дыхание, голос, дикция), слуховое восприятие, внимание, память, формируется фонематическое восприятие, ориентация в пространстве, обогащается словарь, развиваются навыки словоизменения и словообразования; дети уверенно читают слова. Как известно, любое нарушение лучше предупредить, чем исправлять. Своевременное оказание помощи детям, начиная с младшего дошкольного возраста, по перечисленным выше направлениям имеет большое профилактическое значение и способствует уменьшению количества детей с речевыми нарушениями. 7 Планирование работы с детьми средней группы 4-5 лет (первый год обучения) Месяц Сентябрь Тема НОД (по неделям) Содержание НОД Занятие 1,2 «Детский сад» Звук [А,У,И], буквы а, у, и 1.Артикуляционная гимнастика 2.Пальчиковая гимнастика Упр. «Дружат в нашей группе» 3.Развитие чувства ритма и темпа. Игра «Повтори» 4.Развитие речевого дыхания «Листочки». 5.Формирование лексико-грамматического строя речи. Игра «Скажи наоборот», «Скажи со словом “много”». 6. Развитие фонематического слуха «Назови слова со звуком [А, У, И]» Занятие 3,4 1.Артикуляционная гимнастика «Игрушки» 2.Пальчиковая гимнастика Упр. «Игрушки», стр 8 Звук [Э,О,Ы] 3. Развитие силы голоса. Упр. «Громко-тихо». Буквы э, о, ы 4. Формирование лексико-грамматического строя речи. Игра «Что из чего?», «Скажи ласково», «Скажи со словом «много»». 5. Развитие фонематического слуха «Назови слова со звуком [Э, О,Ы]» Занятие 5,6 1.Артикуляционная гимнастика «Осень. 2.Пальчиковая гимнастика Упр. «Птицы», стр 11 Перелетные 3, 4. Развитие зрительного внимания; формирование лексико-грамматического строя речи «Кого птицы» не стало?» Чтение слов «ау, уа, 5. Чтение слов Иа» Занятие 7,8 1.Артикуляционная гимнастика «Овощи» 2.Пальчиковая гимнастика Упр. «Овощи», стр 5 Звук [М] Буква М 3. Развитие зрительного внимания «Чего не стало?» Чтение слов «ум, 4. Формирование лексико-грамматического строя речи. Игра «Один-много», «Скажи ласково», ам, му» «Назови овощное блюдо». 5. Развитие фонематического слуха «Назови слова со звуком [М]» 6.Чтение слов 8 Октябрь Занятие 9,10 «Фрукты» Звук [П] Буква П Чтение слов «оп, ап» Занятие 11,12 «Ягоды» «Грибы» Звук[Б] Буква Б Чтение слов «бу, бо» Занятие 13,14 «Деревья». Звук [Ф] Буква Ф Чтение слов «фу, аф» Ноябрь Занятие 15,16 «Хлеб». Звук [В] Буква В Чтение слов «во», «вы» Занятие 17, 18 «Части тела». Звук [Н] Буква Н Чтение слов «ну», «на», «но» «он» Занятие 19, 20 «Дом. Мебель». Звук [Т] БукваТ Чтение слов «ту», «ты», «от» 1.Артикуляционная гимнастика 2.Пальчиковая гимнастика Упр. «Фрукты», стр 6 3.Формирование лексико-грамматического строя речи. Игра «Один-много», «Назови фруктовый сок». 4. Развитие фонематического слуха «Придумай слова со звуком [п]» 5. Чтение слов 1.Артикуляционная гимнастика 2.Пальчиковая гимнастика Упр. «Грибы», стр 4 3. Развитие силы голоса. Игра «Эхо» 4. Формирование лексико-грамматического строя речи. Игра «Что из чего?», «Скажи ласково», «Скажи со словом «много»». 5. Развитие фонематического слуха «Назови слова со звуком [Б]» 6. Чтение слов 1.Артикуляционная гимнастика 2.Пальчиковая гимнастика Упр. «Осень в саду» 3.Формирование лексико-грамматического строя речи. Игры «Назови лист», «Один-много», «Скажи ласково». 4. Развитие фонематического слуха «Назови слова со звуком [Ф]» 5. Чтение слов 1.Артикуляционная гимнастика 2.Пальчиковая гимнастика Упр. «Сушки», стр 33 3.Формирование лексико-грамматического строя речи. Игры «Один-много», «Скажи ласково». 4. Развитие фонематического слуха «Назови слова со звуком [В]» 5. Чтение слов 1.Артикуляционная гимнастика 2.Пальчиковая гимнастика Упр. «Пальцы», стр16 3. Формирование лексико-грамматического строя речи. Игра «Скажи ласково», «Скажи со словом «много»». 4. Развитие фонематического слуха «Придумай слова со звуком [Н]» 5.Чтение слов 1.Артикуляционная гимнастика 2.Пальчиковая гимнастика Упр. «Мебель», стр18 3. Формирование лексико-грамматического строя речи. Игра «Что из чего?». 4. Развитие фонематического слуха «Придумай слова со звуком [Т]» 5. Чтение слов 9 Декабрь Занятие 21,22 «Дикие животные Урала». Звук [Д] Буква Д Чтение слов «ду», «да», «до» Занятие 23,24 «Домашние животные». Звук [К] Буква К Чтение слов «ку», «ко» 1.Артикуляционная гимнастика 2.Пальчиковая гимнастика. Упр. «Дикие животные», стр10 3. Развитие силы голоса. Упр. «Мама и детеныши». 4. Формирование лексико-грамматического строя речи. Игра «Где кто живет?», «Кто у кого?» 5. Развитие фонематического слуха «Назови слова со звуком [Д]» 6. Чтение 1.Артикуляционная гимнастика 2.Пальчиковая гимнастика Упр. «Домашние животные», стр12 3. Развитие силы голоса. Упр. «Кто как голос подает». 4. Формирование лексико-грамматического строя речи. Игра«Скажи ласково», «Назови детенышей», «Один-много». 5. Развитие фонематического слуха «Придумать слова со звуком [К]». 6. Чтение Занятие 25, 26 «Зима» Звук [Г] Буква Г Чтение слов «га», «гу» 1.Артикуляционная гимнастика 2.Пальчиковая гимнастика Упр. «Зима», стр14 3. Развитие речевого дыхания, силы голоса. Упр. «Дует ветер». 4. Формирование лексико-грамматического строя речи. Игра «Путешествие снежинки». Употребление предлогов. 5. Развитие фонематического слуха «Назови слова со звуком [Г]» 6. Чтение 1.Артикуляционная гимнастика 2. Массаж ладоней, пальцев рук 3.Формирование лексико-грамматического строя речи. Игра «Назови ласково», «Назови спортсмена». 4.Развитие фонематического слуха «Придумай слова со звуком [Х]» 5.Чтение 1.Артикуляционная гимнастика 2.Пальчиковая гимнастика Упр. «Собери зернышки» 3. Развитие силы голоса. Упр. «Кто как голос подает?». 4. Формирование лексико-грамматического строя речи. Игра «Назови ласково», «Кого не стало?». 5. Развитие фонематического слуха «Подбери слова со звуком [С]» 6.Чтение 1.Артикуляционная гимнастика 2.Пальчиковая гимнастика Упр. «Снежок», стр33 3. Развитие речевого дыхания «Снежинки». 4.Формирование лексико-грамматического строя речи. Игра «Скажи наоборот», «Назови детенышей». 5. Развитие фонематического слуха «Назови слова со звуком [З]» 6. Чтение Занятие 27, 28 «Зимний спорт». Звук [Х] Буква Х Чтение слов «ха», «ух», «эх», «хо», «ах», «ох» Занятие 29, 30 «Зимующие птицы» Звук [С] Буква С Чтение слов «ус», «ас» Занятие 31,32 «Обитатели Арктики, Антарктики». Звук [З] Буква З Чтение слов «за», «из» 10 Январь Февраль Занятие 33, 34 «Домашние птицы» Звук [Ц] Буква Ц 1.Артикуляционная гимнастика 2.Пальчиковая гимнастика Упр. «Домашние птицы», стр13 3.Развитие фонематического слуха «Придумай слова со звуком [Ц]» 4.Развитие слухового внимания Упр. «Угадай по голосу». 5.Формирование лексико-грамматического строя. «Назови ласково», «Назови всех членов семьи». Занятие 35, 36 1.Артикуляционная гимнастика «Одежда». 2.Пальчиковая гимнастика «Одежда», стр 9 Звук [Й] Буква Й 3. Развитие зрительного внимания «Чего не стало?» Чтение слов «ой», 4.Формирование лексико-грамматического строя речи. Игра «Один-много», «Что из чего», «Скажи «ай», «эй» наоборот». 5. Развитие фонематического слуха «Придумай слова со звуком [Й]» 6. Чтение Занятие 37, 38 1.Артикуляционная гимнастика «Обувь». 2.Пальчиковая гимнастика Упр. «Посчитай» Звук [Ш] Буква Ш 3. Формирование лексико-грамматического строя речи. Игра «Скажи наоборот», «Что из чего?». Чтение «шу», «ши» 4. Развитие фонематического слуха «Придумай слова со звуком [Ш]» 5. Чтение Занятие 39, 40 1.Артикуляционная гимнастика «Головные уборы». 2.Пальчиковая гимнастика Упр. «Посчитай» Звук [Ж] Буква Ж 3. Формирование лексико-грамматического строя речи. Игра «Скажи ласково», «Что из чего?». Чтение слов «жу» 4. Развитие фонематического слуха «Придумай слова со звуком [Ж]» 5.Чтение Занятие 41,42 1.Артикуляционная гимнастика «Транспорт 2.Пальчиковая гимнастика «Транспорт», стр17 воздушный, 3. Развитие речевого дыхания, силы голоса. Упр. «Далеко-близко», «Гудок». водный». 4. Формирование лексико-грамматического строя речи. Игра «Что из чего», «Скажи со словом Звук [Щ] Буква Щ ‘много’», «Скажи наоборот». Чтение слов «щи» 5. Развитие фонематического слуха «Назови слова со звуком [Щ]» 6. Чтение Занятие 43, 44 «Транспорт назамный». Звук [Ч] Буква Ч Чтение слов «ча», «чу» 1.Артикуляционная гимнастика 2.Пальчиковая гимнастика Упр. «Транспорт», стр 17 3. Развитие силы голоса .Упр. «Далеко-близко» (чу-чу). 4. Формирование лексико-грамматического строя речи. Игра «Путешествие машинки» (предлоги), «Скажи наоборот». 5. Развитие фонематического слуха «Назови слова со звуком [Ч]» 6.Чтение 11 Занятие 45, 46 «День Защитника Отечества» Звук [Л] Буква Л Чтение слов «ла» Март 1.Артикуляционная гимнастика 2.Пальчиковая гимнастика Упр. «Солдаты» 3. Развитие общей моторики «Оловянный солдатик». 4. Формирование лексико-грамматического строя речи. Игра «Один-много», «Чего не стало?», «Скажи ласково». 5. Развитие фонематического слуха «Назови слова со звуком [Л]» 6. Чтение Занятие 47, 48 1.Артикуляционная гимнастика «Профессии». 2.Пальчиковая гимнастика Упр. «Профессии», стр21 Звук [Р] Буква Р 3.Формирование лексико-грамматического строя речи. Игра «Кому что нужно?», «Кто что делает?». 4. Развитие фонематического слуха «Найди слова со звуком [Р]» Занятие 49, 50 1.Артикуляционная гимнастика «Весна. 8 марта» 2.Пальчиковая гимнастика Упр. «Ранняя весна», стр 24 Чтение по слоговой 3. Развитие дыхания «Цветочки». таблице (буквы М, 4. Формирование лексико-грамматического строя речи. Игра «Чего не стало?». Н) 5. Развитие фонематического слуха «Найди слова со звуком [М], [Н]», «Доскажи словечко» 6. Чтение Занятие 51, 52 1.Артикуляционная гимнастика «Животные жарких 2.Пальчиковая гимнастика Упр. «Животные жарких стран», стр 28 стран». 3. Формирование лексико-грамматического строя речи. Игра «Сосчитай-ка», «Назови детенышей». Чтение по слоговой 4. Развитие фонематического слуха «Найди слова со звуком [Б], [П]» , «Доскажи словечко» таблице (буквы Б, 5. Чтение П) Занятие 53, 54 1.Артикуляционная гимнастика «Посуда» 2.Пальчиковая гимнастика Упр. «Посуда», стр19 Чтение по слоговой 3. Развитие зрительного внимания «Чего не стало?» таблице (буквы В, 4. Формирование лексико-грамматического строя речи. Игра «Что из чего?», «Скажи ласково», Ф) «Один-много», «Назови части» 5. Развитие фонематического слуха «Придумай слова со звуком [Ф], [В]», «Доскажи словечко» 6. Чтение 12 Апрель Занятие 55, 56 «Продукты питания» Чтение по слоговой таблице (буквы Т, Д) 1.Артикуляционная гимнастика 2.Пальчиковая гимнастика Упр. «Мы капусту рубим» 3. Развитие речевого дыхания. Упражнение на поддувание «Подуй на чай». 4. Формирование лексико-грамматического строя речи. Игра «Что изменилось?», «Какой сок, какая каша?». 5. Развитие фонематического слуха «Придумать слова со звуком [Т], [Д]», «Доскажи словечко» 6. Чтение Занятие 57, 58 «Бытовые приборы». Чтение по слоговой таблице (буквы К, Г) 1.Артикуляционная гимнастика 2.Пальчиковая гимнастика «Посчитай» 3. Развитие плавного долгого выдоха. Упр. «Чайник кипит: СССС». 4. Формирование лексико-грамматического строя речи. Игра «Сосчитай-ка», «Скажи ласково», «Скажи со словом “много”». 5. Развитие фонематического слуха «Придумай слова со звуком [К], [Г]», «Доскажи словечко» 6.Чтение. Занятие 59, 60 «Космос» Чтение по слоговой таблице (буквы С, З) 1.Артикуляционная гимнастика 2.Пальчиковая гимнастика Геометрическая «Космос», стр27 3. Развитие силы голоса .Упр. «Громко-тихо». 4.Формирование лексико-грамматического строя речи «Исправь предложение», «Скажи наоборот», «Вопросы - ответы». 5. Игра «Подбери словечко». Развитие фонематического слуха «Назови слова со звуком [С], [З]», «Доскажи словечко» 6. Чтение 1.Артикуляционная гимнастика 2.Пальчиковая гимнастика Упр. «Рыбки» (волнообразные движения кистей рук к центру) 3. Развитие зрительного внимания «Кого не стало?» 4. Формирование лексико-грамматического строя речи. Игра «Назови ласково», «Назови части», «Посчитай до пяти». 5. Развитие фонематического слуха «Назови слова со звуком [Х], [Ц]», «Доскажи словечко». 6. Чтение Занятие 61, 62 «Рыбы» Чтение по слоговой таблице (буквы Х, Ц) Занятие 63, 64 «Инструменты» Чтение по слоговой таблице (буквы Ш, Ж) 1.Артикуляционная гимнастика 2.Пальчиковая гимнастика Упр. «Пила и молоток» (кулак стучит, ладонь «пилит») 3. Развитие зрительного внимания «Чего не стало?». 4. Формирование лексико-грамматического строя речи. Игра «Один-много», «Чего не стало?», «Чем работаешь?». 5. Развитие фонематического слуха «Назови слова со звуком [Ш], [Ж]», «Доскажи словечко» 6.Чтение 13 Май Занятие 65, 66 «День Победы» Чтение по слоговой таблице (буквы Й, Ч) 1.Артикуляционная гимнастика 2.Пальчиковая гимнастика Упр. «Защитники отечества», стр 20 3. Развитие силы и высоты голоса. Упр. «Далеко-близко». 4. Формирование лексико-грамматического строя речи. Игра «Назови ласково», «Чего не стало?». 5. Развитие фонематического слуха «Доскажи словечко», «Назови слова со звуком [Й], [Ч]» 6.Чтение Занятие 67, 68 «Цветы». Чтение по слоговой таблице (буквы Щ, Л) 1.Артикуляционная гимнастика 2. Развитие речевого дыхания «Цветочки». 3. Пальчиковая гимнастика Упр. «Первоцветы», стр 25 4. Формирование лексико-грамматического строя речи. Игра «Назови части», «Скажи ласково», «Чего не стало?» 5. Развитие фонематического слуха «Доскажи словечко», «Назови слова со звуком [Щ], [Л]» 6. Чтение 1.Артикуляционная гимнастика 2.Пальчиковая гимнастика Упр. «Насекомые», стр29 3. Развитие речевого дыхания «Бабочки». 4. Развитие зрительного внимания «Что изменилось?» 5.Формирование лексико-грамматического строя речи. Игра «Скажи ласково»(полосатенькая пчелка), «Закончи предложение»(Пчелы живут в…). 6.Развитие фонематического слуха «Составь слово из звуков» 7.Чтение 1.Артикуляционная гимнастика 2.Пальчиковая гимнастика Упр. «Лето», стр 32 3. Развитие фонематического слуха «Составь слово из звуков» 4.Развитие речевого дыхание. Упр. на поддувание «Бабочки» 5.Развитие силы голоса «Большие-маленькие». 6.Формирование лексико-грамматического строя речи. Игра «Скажи наоборот», «Вопросы ответы». Занятие 69, 70 «Насекомые» Чтение слов из 3-х звуков Занятие 71, 72 «Лето» Чтение слов из 3-х звуков 14 Планирование работы с детьми старшей группы 5-6 лет (второй год обучения) Месяц Сентябрь Тема НОД (по неделям) Содержание НОД Занятие 1,2 «Детский сад» Гласные звуки [А,У,И, Э,О,Ы], буквы а, у, и, э, о, ы Чтение слов «ау, уа, Иа» 1.Артикуляционная гимнастика 2.Пальчиковая гимнастика Упр. «Дружат в нашей группе» 3.Развитие чувства ритма и темпа. Игра «Повтори» 4.Развитие речевого дыхание «Листочки». 5.Формирование лексико-грамматического строя речи. Игра «Скажи наоборот», «Скажи со словом “много”». 6. Развитие фонематического слуха «Поймай звук в слове (позиция)» 7. Чтение Занятие 3,4 1.Артикуляционная гимнастика «Комнатные 2.Пальчиковая гимнастика Упр. «Наши красные цветки» растения» 3. Развитие силы голоса. Упр. «Громко-тихо». Гласные/согласные 4.Формирование лексико-грамматического строя речи. Игра «Один-много», «Скажи наоборот звуки (завял-расцвел, засохла-намокла, высокий-низкий, старый- молодой)», «Скажи со словом «много». Звук [М, М'] 5. Развитие фонематического слуха «Составь слово из звуков», «Поймай звук в слове (позиция)» Буква М Звуковой анализ слов Чтение слова «мама» 6. Чтение. Занятие 5,6 1.Артикуляционная гимнастика «Осень. Перелетные 2.Пальчиковая гимнастика Упр. «Птицы», стр 11 птицы» 3.Формирование лексико-грамматического строя речи. Игра «Скажи наоборот», «Скажи со словом Звук [П, П'] Буква П «много», «Кого не стало?». Чтение слов «папа» 4.Развитие фонематического слуха «Составь слово из звуков», «Поймай звук в слове (позиция)» Звуковой анализ слов 5. Чтение слов Занятие 7,8 1.Артикуляционная гимнастика «Овощи» 2.Пальчиковая гимнастика Упр. «Овощи», стр 5 Звук [Б, Б'] 3. Развитие зрительного внимания «Чего не стало?» Буква Б 4.Формирование лексико-грамматического строя речи. Игра «Чего не стало?», «Скажи со словом Чтение слов «баба» “много”», «Назови овощное блюдо». 5.Развитие фонематического слуха «Составь слово из звуков», «Поймай звук в слове (позиция)» Звуковой анализ слов 6.Чтение слов 15 Октябрь Занятие 9,10 «Фрукты» Звук [Ф, Ф'] Буква Ф Чтение слов «Фома», «Фима» Занятие 11,12 «Ягоды» «Грибы» Звук [В, В'] Буква В Чтение слов «Вова», «Вика» Занятие 13,14 «Деревья». Звук [Н,Н'] Буква Н Чтение слов «Нина» Занятие 15,16 «Хлеб». Звук [Т,Т'] БукваТ Чтение слов «Тома, Тима» Ноябрь Занятие 17, 18 «Части тела». Звук [Д, Д'] Буква Д Чтение слов «дом», «дым» 1.Артикуляционная гимнастика 2.Пальчиковая гимнастика Упр. «Фрукты», стр 6 3.Формирование лексико-грамматического строя речи. Игра «Один-много», «Чего не стало», «Назови фруктовый сок». 4.Развитие фонематического слуха«Составь слово из звуков», «Поймай звук в слове (позиция)» Звуковой анализ слов 5. Чтение слов 1.Артикуляционная гимнастика 2.Пальчиковая гимнастика Упр. «Грибы», стр 4 3. Развитие силы голоса. Игра «Эхо» 4. Формирование лексико-грамматического строя речи. Игра «Скажи ласково», «Скажи со словом «много»». 5. Развитие фонематического слуха «Составь слово из звуков», «Поймай звук в слове (позиция)» Звуковой анализ слов 6. Чтение слов 1.Артикуляционная гимнастика 2.Пальчиковая гимнастика Упр. «Осень в саду» 3.Формирование лексико-грамматического строя речи. Игры «Назови части», «Назови лист», «Один-много», «Скажи ласково». 4.Развитие фонематического слуха«Составь слово из звуков», «Поймай звук в слове (позиция)» Звуковой анализ слов 5. Чтение слов 1.Артикуляционная гимнастика 2.Пальчиковая гимнастика Упр. «Сушки», стр 33 3.Формирование лексико-грамматического строя речи. Игры «Один-много», «Скажи ласково», «Назови слова-родственники». 4.Развитие фонематического слуха«Составь слово из звуков», «Поймай звук в слове (позиция)» Звуковой анализ слов 5. Чтение слов 1.Артикуляционная гимнастика 2.Пальчиковая гимнастика Упр. «Пальцы», стр16 3.Формирование лексико-грамматического строя речи. Игра «Скажи со словом «“много”», «Вопросы-ответы». 4.Развитие фонематического слуха «Составь слово из звуков», «Поймай звук в слове (позиция)» Звуковой анализ слов 5.Чтение слов 16 Декабрь Занятие 19, 20 «Дом. Мебель». Звук [К, К'] Буква К Чтение слов «кот», «ком» Занятие 21,22 «Дикие животные Урала». Буква Г Звук [Г', Г] Чтение слов «гол», «губы» 1.Артикуляционная гимнастика 2.Пальчиковая гимнастика Упр. «Мебель», стр18 3. Формирование лексико-грамматического строя речи. Игра «Что из чего?», «Назови части». 4.Развитие фонематического слуха«Составь слово из звуков», «Измени звук», «Поймай звук в слове (позиция)» Звуковой анализ слов 5. Чтение слов 1.Артикуляционная гимнастика 2.Пальчиковая гимнастика. Упр. «Дикие животные», стр10 3. Развитие силы голоса. Упр. «Мама и детеныши». 4. Формирование лексико-грамматического строя речи. Игра «Где кто живет?», «Кто у кого?», «Чей хвост?» 5.Развитие фонематического слуха «Составь слово из звуков», «Поймай звук в слове (позиция)» Звуковой анализ слов 6. Чтение Занятие 23,24 «Домашние животные». Звук [Х, Х'] Буква Х Чтение слов «уха», «мухи» Занятие 25, 26 «Зима» Звук[С, С'] БукваС Чтение слов «сок», «сом», «суп» 1.Артикуляционная гимнастика 2.Пальчиковая гимнастика Упр. «Домашние животные», стр12 3. Развитие силы голоса. Упр. «Кто как голос подает». 4. Формирование лексико-грамматического строя речи. Игра «Чей хвост», «Назови детенышей». 5.Развитие фонематического слуха«Составь слово из звуков», «Поймай звук в слове (позиция)» Звуковой анализ слов 6. Чтение 1.Артикуляционная гимнастика 2.Пальчиковая гимнастика Упр. «Зима», стр14 3. Развитие речевого дыхание «Снежинки». 4. Развитие силы голоса. Упр. «Дует ветер». 5.Формирование лексико-грамматического строя речи. Игра «Скажи наоборот». Употребление предлогов «Путешествие снежинки». 6. Развитие фонематического слуха «Составь слово из звуков», «Поймай звук в слове (позиция)» Звуковой анализ слов 7. Чтение 1.Артикуляционная гимнастика 2.Формирование лексико-грамматического строя речи. Игра«Назови спортсмена», «Кому что нужно?», «Посчитай до 5». 3.Развитие фонематического слуха «Составь слово из звуков», «Поймай звук в слове (позиция)» Звуковой анализ слов 4.Чтение Занятие 27, 28 «Зимний спорт». Звук [З, З'] БукваЗ Чтение слов «зубы», «Зина» 17 Занятие 29, 30 «Зимующие птицы» Звук [Ц] Буква Ц, буква Ь Чтение слов «цепь», «лицо» Занятие 31,32 «Обитатели Арктики, Антарктики». Звук [Й] БукваЙ Чтение слов «йод», «чай» Январь Занятие 33, 34 «Домашние птицы» Звук [Ш] БукваШ Чтение слов «каша», «Миша» Занятие 35, 36 «Одежда». Звук [Ж] Буква Ж Чтение слов «жук», «жаба» Занятие 37, 38 «Обувь». Звук [Ч] Буква Ч Чтение «часы», «лучи» 1.Артикуляционная гимнастика 2.Пальчиковая гимнастика Упр. «Собери зернышки» 3. Развитие силы голоса. Упр. «Кто как голос подает?». 4. Формирование лексико-грамматического строя речи. Игра «Назови ласково», «Кого не стало?», «Чей хвост?». 5.Развитие фонематического слуха «Составь слово из звуков», «Поймай звук в слове (позиция)» Звуковой анализ слов 6.Чтение 1.Артикуляционная гимнастика 2.Пальчиковая гимнастика Упр. «Снежок», стр33 3. Развитие речевого дыхание «Снежинки». 4.Формирование лексико-грамматического строя речи. Игра «Скажи наоборот», «Посчитай до 5», «Назови детенышей». 5. Развитие фонематического слуха «Составь слово из звуков», «Поймай звук в слове (позиция)» Звуковой анализ слов 6. Чтение 1.Артикуляционная гимнастика 2.Пальчиковая гимнастика Упр. «Домашние птицы», стр13 3.Формирование лексико-грамматического строя речи. Игра «Назови ласково», «Назови всех членов семьи», «Кто как голос подает», «Посчитай до 5» 4. Развитие слухового внимания Упр. «Угадай по голосу». 5. Развитие фонематического слуха «Составь слово из звуков», «Поймай звук в слове (позиция)» Звуковой анализ слов 6. Чтение 1.Артикуляционная гимнастика 2.Пальчиковая гимнастика «Одежда», стр 9 3. Развитие зрительного внимания «Чего не стало?» 4.Формирование лексико-грамматического строя речи. Игра «Посчитай до 5», «Что из чего», «Скажи наоборот». 5. Развитие фонематического слуха «Составь слово из звуков», звуковой анализ слов 6. Чтение 1.Артикуляционная гимнастика 2.Пальчиковая гимнастика Упр. «Посчитай» 3. Формирование лексико-грамматического строя речи. Игра «Назови части», «Скажи наоборот», «Что из чего?». 4. Развитие фонематического слуха «Составь слово из звуков», «Поймай звук в слове (позиция)» Звуковой анализ слов 5. Чтение 18 Занятие 39, 40 «Головные уборы». Звук [Щ] БукваЩ Чтение слов «щит», «щука» Февраль 1.Артикуляционная гимнастика 2.Пальчиковая гимнастика Упр. «Посчитай» 3. Формирование лексико-грамматического строя речи. Игра «Скажи со словом “много”», «Что из чего?», «Вопросы-ответы». 4. Развитие фонематического слуха «Составь слово из звуков», «Поймай звук в слове (позиция) Звуковой анализ слов 5.Чтение Занятие 41,42 1.Артикуляционная гимнастика «Транспорт 2.Пальчиковая гимнастика «Транспорт», стр17 воздушный, 3. Развитие речевого дыхания, силы голоса. Упр. «Далеко-близко», «Гудок». водный». 4.Формирование лексико-грамматического строя речи. Игра «Что из чего», «Скажи со словом Звук [Л, Л'] ‘много’», «Скажи наоборот», «Посчитай до 5». Буква Л 5. Развитие фонематического слуха «Составь слово из звуков», «Поймай звук в слове (позиция)» Чтение слов «лыжи», Звуковой анализ слов «липа» 6. Чтение Занятие 43, 44 1.Артикуляционная гимнастика «Транспорт 2.Пальчиковая гимнастика Упр. «Транспорт», стр 17 назамный». 3. Развитие силы голоса .Упр. «Далеко-близко» (чу-чу). Звук [Р, Р'] 4. Формирование лексико-грамматического строя речи. Игра «Путешествие машинки» (предлоги), БукваР «Скажи наоборот», «Вопросы-ответы». Чтение слов «рука», 5. Развитие фонематического слуха «Составь слово из звуков», «Поймай звук в слове (позиция)» «Рома» Звуковой анализ слов 6.Чтение Занятие 45, 46 1.Артикуляционная гимнастика «День Защитника 2.Пальчиковая гимнастика Упр. «Солдаты» Отечества» 3. Развитие общей моторики «Оловянный солдатик». Буква Я 4. Формирование лексико-грамматического строя речи. Игра «Один-много», «Чего не стало?», Чтение слов «яма», «Скажи ласково», «Посчитай до 5». «Яша», «мяч» 5. Развитие фонематического слуха «Составь слово из звуков», «Поймай звук в слове (позиция)» Звуковой анализ слов 6. Чтение Занятие 47, 48 1.Артикуляционная гимнастика «Профессии». 2.Пальчиковая гимнастика Упр. «Профессии», стр21 Буква Е 3.Формирование лексико-грамматического строя речи. Игра «Кому что нужно?», «Кто что Чтение слов «ели», делает?(глаголы)», «Какой? Какая? Какие?» (прилагательные). «еда», «лес» 4. Развитие фонематического слуха «Составь слово из звуков», «Поймай звук в слове (позиция)» Звуковой анализ слов 5. Чтение 19 Март Занятие 49, 50 «Весна. 8 марта» Буква Ё Чтение слов «ёж», «ёлка», «мёд» Занятие 51, 52 «Животные жарких стран». Буква Ю Чтение слов «юла», «люк» Занятие 53, 54 «Посуда» Чтение Занятие 55, 56 «Продукты питания» Чтение Апрель Занятие 57, 58 «Бытовые приборы». Чтение 1.Артикуляционная гимнастика 2.Пальчиковая гимнастика Упр. «Ранняя весна», стр 24 3. Развитие дыхания «Цветочки». 4. Формирование лексико-грамматического строя речи. Игра «Чего не стало?». 5. Развитие фонематического слуха «Составь слово из звуков», «Поймай звук в слове (позиция)» Звуковой анализ слов 6. Чтение 1.Артикуляционная гимнастика 2.Пальчиковая гимнастика Упр. «Животные жарких стран», стр 28 3.Формирование лексико-грамматического строя речи. Игра «Сосчитай-ка», «Скажи наоборот»и(высокий, хищный, сытый, старый, быстрый), «Назови детенышей». 4. Развитие фонематического слуха «Составь слово из звуков», «Поймай звук в слове (позиция)» Звуковой анализ слов 5. Чтение 1.Артикуляционная гимнастика 2.Пальчиковая гимнастика Упр. «Посуда», стр19 3. Развитие зрительного внимания «Чего не стало?» 4. Формирование лексико-грамматического строя речи. Игра «Что из чего?», «Посчитай до 5», «Скажи со словом ”много”», «Назови части» 5.Развитие фонематического слуха «Слово рассыпалось (о,с,н)» 6. Чтение 1.Артикуляционная гимнастика 2.Пальчиковая гимнастика Упр. «Мы капусту рубим» 3. Развитие речевого дыхание. Упражнение на поддувание «Подуй на чай». 4. Формирование лексико-грамматического строя речи. Игра «Что из чего?», «Скажи наоборот (сладкий, горячий, съедобный, полезный, свежий, жидкий)». 5.Развитие фонематического слуха «Слово рассыпалось (т,к,о)» 6. Чтение 1.Артикуляционная гимнастика 2.Пальчиковая гимнастика «Посчитай» 3. Развитие плавного долгого выдоха. Упр. «Чайник кипит: СССС». 4. Формирование лексико-грамматического строя речи. Игра «Сосчитай-ка», «Скажи со словом ”много”», «Что где находится» (предлоги). 5.Развитие фонематического слуха «Слово рассыпалось (п,с,у)» 6.Чтение 20 Занятие 59, 60 «Космос» Чтение Май 1.Артикуляционная гимнастика 2.Пальчиковая гимнастика Геометрическая «Космос», стр27 3. Развитие силы голоса .Упр. «Громко-тихо». 4.Формирование лексико-грамматического строя речи «Исправь наоборот», «Вопросы - ответы». 5.Развитие фонематического слуха «Слово рассыпалось (к,л,у)» 6. Чтение предложение», «Скажи Занятие 61, 62 «Рыбы» Чтение 1.Артикуляционная гимнастика 2.Пальчиковая гимнастика Упр. «Рыбки плывут». Волнообразные движения кистей рук навстречу 3. Развитие зрительного внимания «Кого не стало?» 4. Формирование лексико-грамматического строя речи. Игра «Назови ласково», «Назови части», «Посчитай до пяти», «Скажи со словом ”много”». 5.Развитие фонематического слуха «Слово рассыпалось (с,м,о)» 6. Чтение Занятие 63, 64 «Инструменты» Чтение 1.Артикуляционная гимнастика 2.Пальчиковая гимнастика Упр. «Пила и молоток» (кулак стучит, ладонь «пилит») 3. Развитие зрительного внимание «Чего не стало?». 4. Формирование лексико-грамматического строя речи. Игра «Один-много», «Посчитай до 5», «Чего не стало?», «Вопросы-ответы». 5.Развитие фонематического слуха «Слово рассыпалось (б,к,ы)» 6.Чтение Занятие 65, 66 «День Победы» Чтение 1.Артикуляционная гимнастика 2.Пальчиковая гимнастика Упр. «Защитники отечества», стр 20 3. Развитие силы и высоты голоса. Упр. «Далеко-близко». 4. Формирование лексико-грамматического строя речи. Игра «Посчитай до 5», «Скажи со словом ”много”», «Чего не стало?». 5.Развитие фонематического слуха «Слово рассыпалось (к,л,а)» 6.Чтение 1.Артикуляционная гимнастика 2. Развитие речевого дыхание «Цветочки». 3. Пальчиковая гимнастика Упр. «Первоцветы», стр 25 4. Формирование лексико-грамматического строя речи. Игра «Назови части», «Скажи ласково», «Чего не стало?» 5.Развитие фонематического слуха «Слово рассыпалось (м,к,а)» 6.Чтение Занятие 67, 68 «Цветы». Чтение 21 Занятие 69, 70 «Насекомые» Чтение Занятие 71, 72 «Лето» Чтение 1.Артикуляционная гимнастика 2.Пальчиковая гимнастика Упр. «Насекомые», стр29 3. Развитие речевого дыхание «Бабочки». 4. Развитие зрительного внимания «Что изменилось?» 5.Формирование лексико-грамматического строя речи. Игра «Скажи ласково» (полосатенькая пчелка), «Закончи предложение (предлоги)» (Пчелы живут в…). 6.Развитие фонематического слуха «Слово рассыпалось (к,ж,у)» 7.Чтение 1.Артикуляционная гимнастика 2.Пальчиковая гимнастика Упр. «Лето», стр 32 3. Развитие речевого дыхание. Упр. на поддувание «Бабочки» 4. Развитие силы голоса «Большие-маленькие». 5. Формирование лексико-грамматического строя речи. Игра «Скажи наоборот», «Вопросы ответы». 6. Развитие фонематического слуха «Слово рассыпалось (а,с,о)» 22 Список используемой и рекомендуемой литературы • Арушанова А.Г., Е.С.Рычагова. Игры - занятия со звучащим словом. М., 2012г. • Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Под ред. Л.И. Беляковой. М., 2005. • Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до 3 лет. Ярославль, 1996. • Галкина С.Ф. Профилактика речевых нарушений у детей в условиях дошкольного логопедического пункта //Логопед. 2010. № 5 • Гришина А.В. Игры - занятия с детьми раннего возраста. М., 1988. • Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. М.: 2003. • Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. СПб., 2001. • Кострова СЛ., Ляпина И.С.Логопедические занятия с малышами // Логопед. 2008. № 3. • Кравец О.Ю. и др. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. СПб., 2008 • Кривцова Т.А. Планирование работы по формированию общих речевых навыков у детей 2-3 лет. // Логопед . 2007. № 6. • Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь. СПб., 2009. • Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). М., 1997 • Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие речи детей в процессе адаптации к ДОУ. М., 2005. • Мухина А.Я. Речедвигательная ритмика. М.; Владимир, 2009. • Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб., 2001. • Поликевич Ю.В., Осинина Г.Н. Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет. Волгоград ,2009г. 23