АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
СТАРШЕЙ ГРУППЫ (5 - 6 лет)
Данная рабочая программа по развитию детей старшей группы (далее по тексту Программа)
разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой – образовательной
программой дошкольного образования муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения детского сада № 48.
Рабочая программа является индивидуальным инструментом педагога, в котором
определяются наиболее оптимальные и эффективные для младшей группы детей с учетом их
возрастных и индивидуальных особенностей) мотивированное обоснованное содержание
образовательного процесса, а также образовательных потребностей и запросов участников
образовательных отношений, формы, методы, средства, способы организации образовательного
процесса с целью возможного достижения целевых ориентиров, соответствующих требованиям
ФГОС ДО.
Рабочая программа по развитию детей старшей группы обеспечивает разностороннее
развитие детей в возрасте от 5 до 6 лет с учётом их возрастных, индивидуальных
психологических и физиологических особенностей по основным направлениям развития:
физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно –
эстетическому.
Рабочая программа направлена на развитие детей старшего дошкольного возраста (с 5 до 6
лет) в период пребывания детей с 1 сентября по 31 августа.
Рабочая программа реализуется в режиме полного дня с 10,5 часовым пребыванием детей с
7.30 до 18.00 часов при 5-ти дневной рабочей неделе, исключая выходные и праздничные дни.
Цель программы: создание условий развития детей дошкольного возраста, открывающих
возможности позитивной социализации ребёнка, его личностного развития, развития
инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками
и соответствующим дошкольному возрасту видам деятельности; создание развивающей
образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и
индивидуализации детей.
Задачи:
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период
дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса,
психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках
образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных
образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого
потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми
и миром;
5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа
жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических
качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования
предпосылок учебной деятельности;
7) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным,
психологическим и физиологическим особенностям детей;
8) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления
здоровья детей.
Содержание образовательной деятельности с детьми 5 - 6 лет ориентировано на
разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных
особенностей.
Задачи образовательной деятельности по формированию физических, интеллектуальных и
личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных
областей:
• «Социально-коммуникативное развитие»,
• «Познавательное развитие»,
• «Речевое развитие»,
• «Художественно-эстетическое развитие»,
• «Физическое развитие».
Содержание обязательной части рабочей программы основано на методических
рекомендациях образовательной программы «МОЗАИКА» В.Ю.Белькович, Н.В.Гребенкина,
И.А.Кильдышева и дополнено развивающими педагогическими технологиями.
Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
представлено смысловыми блоками:
- овладение коммуникативной деятельностью и элементарными общепринятыми нормами и
правилами поведения в социуме;
- овладение элементарной трудовой деятельностью;
- овладение основами собственной безопасности и безопасности окружающего мира.
Цель социально-коммуникативного развития дошкольников стоит в развитии навыков
социального поведения; умения адаптироваться к разным условиям социума; развитии
уверенности и самостоятельности.
Основным результатом социально-коммуникативного развития дошкольников является
успешное (активное, результативное) установление отношений с разными людьми, понимание
ребенком своих чувств, желаний, действий; умение адекватно оценивать себя и других, свои и
чужие поступки, саму ситуацию, делать умозаключения на основе жизненного опыта.
«Познавательное развитие» предполагает расширение и обогащение ориентировки в
окружающем мире, проживание ребенком познавательно-исследовательской деятельности,
освоенной как с помощью взрослого, так и самостоятельно.
Основные задачи:
- развитие сенсорной культуры;
- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной)
деятельности;
- формирование элементарных математических представлений;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Основным результатам познавательного развития дошкольников является овладение
орудиями знаками, символами языка и культуры, формирование способов и средств
познавательности.
Целью речевого развития дошкольников является овладение речью как средством общения
и культуры, происходящим в различных видах деятельности (познавательно-исследовательской,
коммуникативной, восприятии художественной литературы и др.), освоенной как с помощью
взрослых, так и самостоятельно.
Образовательные задачи:
• создавать условия для развития свободного общения воспитанников со взрослыми и
детьми;
• развивать все компоненты устной речи детей (лексической стороны, грамматического
строя речи, произносительной стороны речи; связной речи — диалогической и монологической
форм) в различных видах деятельности;
• формировать интерес и потребность в чтении, эмоционально-образное восприятие
произведений разных жанров (сказки, рассказа, стихотворения, малых фольклорных форм);
• развивать чуткость к выразительным средствам художественной речи, умение
воспроизводить эти средства в своём творчестве.
Основным результатом речевого развития в дошкольном возрасте является овладение
орудиями, знаками, символами языка и культуры, понимание речи, стремление сделать свою речь
понимаемой другими.
Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
реализуется в процессе обогащения сенсорного чувственного опыта во всех видах творческой
деятельности, стимулирующей изобразительные (лепка, рисование, художественное
конструирование) и музыкальные (пение, музицирование, танцевальные движения) виды
деятельности; поддержку детской инициативы, поощрение, стимулирование творческих
замыслов.
Цель художественного творчества развития дошкольников состоит во взаимодействии и
проникновении различных видов искусства и художественной деятельности в образовательный
процесс дошкольной организации.
Образовательные задачи:
• формирование основ художественной культуры: представления о специфике
изобразительного искусства, потребности в художественном творчестве и в общении с
искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;
• развитие продуктивной деятельности;
• развитие интереса к различным видам искусства (пластическим и сценическим);
• формирование основ художественного мышления, художественного мировидения,
художественной ментальности, эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям
действительности;
• развитие потребности в художественном творчестве (изобразительном, художественноречевом, музыкально-пластическом);
• обучение основам создания художественных образов, формирование практических
навыков работы в различных видах художественной деятельности;
• приобщение детей к лучшим образцам отечественного и мирового искусства, воспитание
у детей уважения, эмоционально-ценностного отношения к искусству.
Основным результатом художественно-эстетического развития в дошкольном возрасте
является развитие воображения, слухового и зрительного восприятия, коммуникативных умений,
способности создавать образы; овладение техническими умениями в рисовании, лепке,
аппликации, пластическими и словесно-образными умениями в театрализованной, музыкальной
деятельности.
«Физическое развитие» основывается на разумном приоритете ценностей здоровья и
здорового образа жизни при организации образовательной работы с воспитанниками и их
семьями.
Цель физического развития детей дошкольного возраста заключается в создании
благоприятных условий для оптимального физического развития, формирования базиса
физической культуры личности.
Образовательные задачи:
• формировать систему знаний о физических упражнениях, их структуре, оздоровительном
воздействии на организм;
• целенаправленно развивать физические качества и координационные способности;
• формировать двигательные умения в соответствии с особенностями возрастного развития
и на этой основе расширять двигательный опыт, создавая ситуации радости и удовольствия в
движении;
• формировать устойчивый интерес к регулярным занятиям физической культурой и
различным видам физкультурно-спортивной деятельности, выявлять спортивно-одарённых
детей.
Основным результатом физического развития детей дошкольного возраста является:
здоровый, жизнерадостный, физически развитый ребёнок (в соответствии с возрастными
показателями), имеющий устойчивый интерес к физкультурно-спортивной деятельности.
Планируемые результаты реализации Программы для старшего дошкольного
возраста (5 - 6 лет) представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики
возможных достижений ребенка к 6 годам:
- Находит дорогу в детский сад, соблюдает правила дорожного движения, правила поведения
на улице и в общественных местах.
- Называет фамилию, имя, отчество родителей, домашний адрес, родственные связи и свою
социальную роль в них (тётя, дядя, племянница, племянник, внук, внучка, пра-бабушка,
прадедушка, двоюродные брат, сестра, родословная, наш род).
- Устанавливает и объясняет причинные связи и зависимости: различие между человеком и
животным; между органами чувств и выполняемой им функцией; между возможными
заболеваниями и отношением к своему организму.
- Находит различия между людьми.
- Умеет дружить, оказывает помощь, делится игрушками.
- Использует в речи вежливые выражения «добрый день», «до завтра», «извините», «не могли
бы вы…», «будьте любезны» и т.д.
- Умеет слушать собеседника, не перебивая без надобности.
- Имеет представления о мужественности и женственности, стереотипах мужского и женского
поведения.
- Знает о том, что армия — защитница нашей Родины, что в годы Великой Отечественной
войны солдаты отважно сражались и победили фашистских захватчиков.
- Имеет представления о родственных связях.
- Договаривается с партнёрами по игре и распределяет роли.
- Считается с мнением других и справедливо решает конфликты и ссоры.
- Имеет представления о природе и труде людей родного края.
- Осознаёт себя гражданином РФ, уважительно и с гордостью относится к символике страны
(флаг, герб, гимн), города, села.
- Организует своё рабочее место и приводит его в порядок по окончании работы.
- Сравнивает предметы по параметрам величины.
- Группирует объекты по цвету, форме, величине.
- Создаёт постройки и поделки по рисунку, схеме.
- Задаёт познавательные вопросы, с помощью взрослого выдвигает
предположения,
догадки.
- Конструирует из бумаги
- Считает в пределах 10.
- Образовывает числа в пределах 5–10 на наглядной основе.
- Пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечает на
вопросы: «Сколько?», «Который по счёту?»
- Владеет способом уравнивания неравных групп предметов двумя способами (удаление и
добавление единицы).
- Размещает предметы различной величины (до 7–10) в порядке возрастания, убывания их
длины, ширины, высоты, толщины.
- Выражает словами местонахождения предмета по отношению к себе, другим предметам.
- Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество
углов, сторон; равенство, неравенство сторон).
- Ориентируется во времени (части суток, их смена, текущий день недели).
- Называет текущий день недели.
- Участвует в коллективных разговорах, владеет нормами вежливого речевого общения.
- Пересказывает литературное произведение без существенных пропусков.
- Использует осознанно слова, обозначающие видовые и родовые обобщения.
- Подбирает к существительному несколько прилагательных; заменяет слово другим словом
со сходным значением.
- Имеет чистое и правильное звукопроизношение.
- Осуществляет звуковой анализ слова (четырёх-, пяти- звуковые слова).
- Понимает значения слов в переносном и иносказательном значении.
- Знает 2—3 программных стихотворения, 2—3 считалки, 2—3 загадки.
- Называет жанр произведения.
- Называет любимого детского писателя, любимые сказки и рассказы.
- Использует средства интонационной выразительности при чтении стихов, пересказе,
собственном творческом рассказывании
- Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворения.
- Выделяет выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит,
композиция).
- Знает особенности изобразительных материалов.
- Создаёт изображения предметов (по представлению, с натуры); сюжетные изображения (на
темы окружающей жизни, явлений природы, литературных произведений и т. д.).
- Использует разнообразные композиционные решения, различные изобразительные
материалы.
- Использует различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.
- Выполняет узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства; использует
разнообразные приёмы и элементы для создания узора, подбирает цвета в соответствии с тем или
иным видом декоративного искусства.
- Лепит предметы разной формы, используя усвоенные ранее приёмы и способы.
- Создаёт небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур
(в лепке).
- Изображает предметы и создаёт несложные сюжетные композиции, используя
разнообразные приёмы вырезывания, украшения, обрывания, складывания бумаги в разных
направлениях.
- Бегает легко, сохраняя правильную осанку, темп, скорость, направление, координируя
движения рук и ног.
- Прыгает на мягкое покрытие с высоты (20–40 см); мягко приземляется в обозначенное место.
- Прыгает в длину с места, с разбега.
- Прыгает через скакалку разными способами.
- Выполняет упражнения на статическое и динамическое равновесие.
- Лазает по гимнастической стенке с изменением темпа.
- Перебрасывает набивные мячи (вес 1 кг), бросает предметы в цель из разных исходных
положений, попадает в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3–5 м.
- Самостоятельно организовывает знакомые подвижные игры.
- Знает исходные положения, последовательность выполнения общеразвивающих
упражнений, выполняет чётко, ритмично, в заданном темпе, понимает их оздоровительное
значение.
- Развиты физические качества (скорость, гибкость, общая выносливость, сила, координация).