Аннотация к рабочей программе старшей группы

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
СТАРШЕЙ ГРУППЫ (5 - 6 лет)
Данная рабочая программа по развитию детей старшей группы (далее по тексту Программа)
разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой – образовательной
программой дошкольного образования муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения детского сада № 48.
Рабочая программа является индивидуальным инструментом педагога, в котором
определяются наиболее оптимальные и эффективные для младшей группы детей с учетом их
возрастных и индивидуальных особенностей) мотивированное обоснованное содержание
образовательного процесса, а также образовательных потребностей и запросов участников
образовательных отношений, формы, методы, средства, способы организации образовательного
процесса с целью возможного достижения целевых ориентиров, соответствующих требованиям
ФГОС ДО.
Рабочая программа по развитию детей старшей группы обеспечивает разностороннее
развитие детей в возрасте от 5 до 6 лет с учётом их возрастных, индивидуальных
психологических и физиологических особенностей по основным направлениям развития:
физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно –
эстетическому.
Рабочая программа направлена на развитие детей старшего дошкольного возраста (с 5 до 6
лет) в период пребывания детей с 1 сентября по 31 августа.
Рабочая программа реализуется в режиме полного дня с 10,5 часовым пребыванием детей с
7.30 до 18.00 часов при 5-ти дневной рабочей неделе, исключая выходные и праздничные дни.
Цель программы: создание условий развития детей дошкольного возраста, открывающих
возможности позитивной социализации ребёнка, его личностного развития, развития
инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками
и соответствующим дошкольному возрасту видам деятельности; создание развивающей
образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и
индивидуализации детей.
Задачи:
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период
дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса,
психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках
образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных
образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого
потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми
и миром;
5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа
жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических
качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования
предпосылок учебной деятельности;
7) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным,
психологическим и физиологическим особенностям детей;
8) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления
здоровья детей.
Содержание образовательной деятельности с детьми 5 - 6 лет ориентировано на
разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных
особенностей.
Задачи образовательной деятельности по формированию физических, интеллектуальных и
личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных
областей:
• «Социально-коммуникативное развитие»,
• «Познавательное развитие»,
• «Речевое развитие»,
• «Художественно-эстетическое развитие»,
• «Физическое развитие».
Содержание обязательной части рабочей программы основано на методических
рекомендациях образовательной программы «МОЗАИКА» В.Ю.Белькович, Н.В.Гребенкина,
И.А.Кильдышева и дополнено развивающими педагогическими технологиями.
Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
представлено смысловыми блоками:
- овладение коммуникативной деятельностью и элементарными общепринятыми нормами и
правилами поведения в социуме;
- овладение элементарной трудовой деятельностью;
- овладение основами собственной безопасности и безопасности окружающего мира.

Цель социально-коммуникативного развития дошкольников стоит в развитии навыков
социального поведения; умения адаптироваться к разным условиям социума; развитии
уверенности и самостоятельности.
Основным результатом социально-коммуникативного развития дошкольников является
успешное (активное, результативное) установление отношений с разными людьми, понимание
ребенком своих чувств, желаний, действий; умение адекватно оценивать себя и других, свои и
чужие поступки, саму ситуацию, делать умозаключения на основе жизненного опыта.
«Познавательное развитие» предполагает расширение и обогащение ориентировки в
окружающем мире, проживание ребенком познавательно-исследовательской деятельности,
освоенной как с помощью взрослого, так и самостоятельно.
Основные задачи:
- развитие сенсорной культуры;
- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной)
деятельности;
- формирование элементарных математических представлений;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Основным результатам познавательного развития дошкольников является овладение
орудиями знаками, символами языка и культуры, формирование способов и средств
познавательности.
Целью речевого развития дошкольников является овладение речью как средством общения
и культуры, происходящим в различных видах деятельности (познавательно-исследовательской,
коммуникативной, восприятии художественной литературы и др.), освоенной как с помощью
взрослых, так и самостоятельно.
Образовательные задачи:
• создавать условия для развития свободного общения воспитанников со взрослыми и
детьми;
• развивать все компоненты устной речи детей (лексической стороны, грамматического­
строя речи, произносительной стороны речи; связной речи — диалогической и монологической
форм) в различных видах деятельности;
• формировать интерес и потребность в чтении, эмоционально-образное восприятие
произведений разных жанров (сказки, рассказа, стихотворения, малых фольклорных форм);
• развивать чуткость к выразительным средствам художественной речи, умение
воспроизводить эти средства в своём творчестве.
Основным результатом речевого развития в дошкольном возрасте является овладение
орудиями, знаками, символами языка и культуры, понимание речи, стремление сделать свою речь
понимаемой другими.
Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
реализуется в процессе обогащения сенсорного чувственного опыта во всех видах творческой
деятельности, стимулирующей изобразительные (лепка, рисование, художественное
конструирование) и музыкальные (пение, музицирование, танцевальные движения) виды
деятельности; поддержку детской инициативы, поощрение, стимулирование творческих
замыслов.
Цель художественного творчества развития дошкольников состоит во взаимодействии и
проникновении различных видов искусства и художественной деятельности в образовательный
процесс дошкольной организации.
Образовательные задачи:
• формирование основ художественной культуры: представления о специфике
изобразительного искусства, потребности в художественном творчестве и в общении с
искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;
• развитие продуктивной деятельности;
• развитие интереса к различным видам искусства (пластическим и сценическим);
• формирование основ художественного мышления, художественного мировидения,
художественной ментальности, эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям
действительности;
• развитие потребности в художественном творчестве (изобразительном, художественноречевом, музыкально-пластическом);
• обучение основам создания художественных образов, формирование практических
навыков работы в различных видах художественной деятельности;
• приобщение детей к лучшим образцам отечественного и мирового искусства, воспитание
у детей уважения, эмоционально-ценностного отношения к искусству.
Основным результатом художественно-эстетического развития в дошкольном возрасте
является развитие воображения, слухового и зрительного восприятия, коммуникативных умений,

способности создавать образы; овладение техническими умениями в рисовании, лепке,
аппликации, пластическими и словесно-образными умениями в театрализованной, музыкальной
деятельности.
«Физическое развитие» основывается на разумном приоритете ценностей здоровья и
здорового образа жизни при организации образовательной работы с воспитанниками и их
семьями.
Цель физического развития детей дошкольного возраста заключается в создании
благоприятных условий для оптимального физического развития, формирования базиса
физической культуры личности.
Образовательные задачи:
• формировать систему знаний о физических упражнениях, их структуре, оздоровительном
воздействии на организм;
• целенаправленно развивать физические качества и координационные способности;
• формировать двигательные умения в соответствии с особенностями возрастного развития
и на этой основе расширять двигательный опыт, создавая ситуации радости и удовольствия в
движении;
• формировать устойчивый интерес к регулярным занятиям физической культурой и
различным видам физкультурно-спортивной деятельности, выявлять спортивно-одарённых
детей.
Основным результатом физического развития детей дошкольного возраста является:
здоровый, жизнерадостный, физически развитый ребёнок (в соответствии с возрастными
показателями), имеющий устойчивый интерес к физкультурно-спортивной деятельности.
Планируемые результаты реализации Программы для старшего дошкольного
возраста (5 - 6 лет) представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики
возможных достижений ребенка к 6 годам:
- Находит дорогу в детский сад, соблюдает правила дорожного движения, правила поведения
на улице и в общественных местах.
- Называет фамилию, имя, отчество родителей, домашний адрес, родственные связи и свою
социальную роль в них (тётя, дядя, племянница, племянник, внук, внучка, пра-бабушка,
прадедушка, двоюродные брат, сестра, родословная, наш род).
- Устанавливает и объясняет причинные связи и зависимости: различие между человеком и
животным; между органами чувств и выполняемой им функцией; между возможными
заболеваниями и отношением к своему организму.
- Находит различия между людьми.
- Умеет дружить, оказывает помощь, делится игрушками.
- Использует в речи вежливые выражения «добрый день», «до завтра», «извините», «не могли
бы вы…», «будьте любезны» и т.д.
- Умеет слушать собеседника, не перебивая без надобности.
- Имеет представления о мужественности и женственности, стереотипах мужского и женского
поведения.
- Знает о том, что армия — защитница нашей Родины, что в годы Великой Отечественной
войны солдаты отважно сражались и победили фашистских захватчиков.
- Имеет представления о родственных связях.
- Договаривается с партнёрами по игре и распределяет роли.
- Считается с мнением других и справедливо решает конфликты и ссоры.
- Имеет представления о природе и труде людей родного края.
- Осознаёт себя гражданином РФ, уважительно и с гордостью относится к символике страны
(флаг, герб, гимн), города, села.

- Организует своё рабочее место и приводит его в порядок по окончании работы.
- Сравнивает предметы по параметрам величины.
- Группирует объекты по цвету, форме, величине.
- Создаёт постройки и поделки по рисунку, схеме.
- Задаёт познавательные вопросы, с помощью взрослого выдвигает
предположения,
догадки.
- Конструирует из бумаги
- Считает в пределах 10.
- Образовывает числа в пределах 5–10 на наглядной основе.
- Пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечает на
вопросы: «Сколько?», «Который по счёту?»
- Владеет способом уравнивания неравных групп предметов двумя способами (удаление и
добавление единицы).
- Размещает предметы различной величины (до 7–10) в порядке возрастания, убывания их
длины, ширины, высоты, толщины.
- Выражает словами местонахождения предмета по отношению к себе, другим предметам.
- Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество
углов, сторон; равенство, неравенство сторон).
- Ориентируется во времени (части суток, их смена, текущий день недели).
- Называет текущий день недели.
- Участвует в коллективных разговорах, владеет нормами вежливого речевого общения.
- Пересказывает литературное произведение без существенных пропусков.
- Использует осознанно слова, обозначающие видовые и родовые обобщения.
- Подбирает к существительному несколько прилагательных; заменяет слово другим словом
со сходным значением.
- Имеет чистое и правильное звукопроизношение.
- Осуществляет звуковой анализ слова (четырёх-, пяти- звуковые слова).
- Понимает значения слов в переносном и иносказательном значении.
- Знает 2—3 программных стихотворения, 2—3 считалки, 2—3 загадки.
- Называет жанр произведения.
- Называет любимого детского писателя, любимые сказки и рассказы.
- Использует средства интонационной выразительности при чтении стихов, пересказе,
собственном творческом рассказывании
- Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворения.
- Выделяет выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит,
композиция).
- Знает особенности изобразительных материалов.
- Создаёт изображения предметов (по представлению, с натуры); сюжетные изображения (на
темы окружающей жизни, явлений природы, литературных произведений и т. д.).
- Использует разнообразные композиционные решения, различные изобразительные
материалы.
- Использует различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.
- Выполняет узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства; использует
разнообразные приёмы и элементы для создания узора, подбирает цвета в соответствии с тем или
иным видом декоративного искусства.
- Лепит предметы разной формы, используя усвоенные ранее приёмы и способы.
- Создаёт небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур
(в лепке).
- Изображает предметы и создаёт несложные сюжетные композиции, используя
разнообразные приёмы вырезывания, украшения, обрывания, складывания бумаги в разных
направлениях.

- Бегает легко, сохраняя правильную осанку, темп, скорость, направление, координируя
движения рук и ног.
- Прыгает на мягкое покрытие с высоты (20–40 см); мягко приземляется в обозначенное место.
- Прыгает в длину с места, с разбега.
- Прыгает через скакалку разными способами.
- Выполняет упражнения на статическое и динамическое равновесие.
- Лазает по гимнастической стенке с изменением темпа.
- Перебрасывает набивные мячи (вес 1 кг), бросает предметы в цель из разных исходных
положений, попадает в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3–5 м.
- Самостоятельно организовывает знакомые подвижные игры.
- Знает исходные положения, последовательность выполнения общеразвивающих
упражнений, выполняет чётко, ритмично, в заданном темпе, понимает их оздоровительное
значение.
- Развиты физические качества (скорость, гибкость, общая выносливость, сила, координация).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».